Есть у нас с мужем страсть…
Для тех, кто читал мои заметки о жизни и работе в заповеднике, это не будет удивительным. Я уже рассказывала там как мы начали летать (Глава 9 повести о Пслухе). Было это году в 1987 – 88… и с тех пор при каждой возможности, (а мы организуем эти возможности сами) полёты на дельталёте стали очень важной частью нашей жизни, нашей упоительной радостью, нашей возможностью оторваться от земной тяжести (и тела и духа) и купаясь в облаках смотреть на грешную землю нашу с высоты птичьего полёта. Не мы первые, не мы последние... Можно посмотреть, как начали летать в Российской империи
в  начале прошлого ХХ века...
А здесь в Абхазии мы летаем с нашим другом Вячеславом Хромых. Предоставляю ему слово.
И.М.Яковлева

Море, горы, облака...

И озёра, и река,

Дух захватывает так,

Что не продохнуть... Чудак

Кто боится высоты...

Это ведь не ты? - Не ты!...

И.М.Я.

Автор Вячеслав Хромых

тел.  +7940 992 29 64

Личный сайт

Полёты в Абхазии.

     Пользуясь приглашением Ирины Михайловны поучаствовать в её Капризах  памяти, тем более, что она и сама нередко поднималась в воздух на нашей мелкокопытной технике, расскажем вам о некоторых проявлениях синдрома дельтанутости отдельных представителей российской интеллигенции в местах не столь отдалённых.

     Здесь Вы можете узнать о возможности полетать на различных аппаратах тяжелее воздуха, условиях, расценках, получить ответы на интересующие Вас вопросы., посмотреть фотографии и видеозаписи, сделанные в полёте, послушать авторские песни у костра.

     Представляюсь: Вячеслав Хромых, майор ВВС Абхазии,  с этого года уже в отставке,  9000 часов налёта на Як-52, Ан-2, Ан-2В, Ли-2, Л-410М, Л-410УПВ, Л-39, Ту-134А, а также с 1975 г. дельтапланы, начиная с Рогалло, дельталёты от «Кузнечика» и до «Форсажа».

     Квалификация – инженер-пилот 1 класса. Прежние места работы – Норильск, Курск, Новосибирск, Сухум.

     Бугурусланское лётное училище с отличием в 1972 году и Академия ГА в Питере в 1983.

     После войны с Грузией в условиях блокады Абхазии остые проблемы с горючим. Применив практику испытателей из ЛИИ им. М.М.Громова из г. Жуковского, катавших публику на Су-27, мы стали катать желающих на прошедших войну дельталётах, Як-52, Ан-2, Ми-8 и даже на реактивных Л-39, приобретая для своих дополнительных тренировок ГСМ и запчасти. Лишними полёты не бывают. Сейчас с признанием независимости Абхазии стало полегче, зато цены, как ни жаль подросли и всё же люди приезжают отдыхать и с удовольствием летают.

     Я уже 10 сезонов летом нахожусь в Пицунде, там с июня и до ноября на дельталёте и Яке за счёт отдыхающих не без удовольствия поддерживаю лётные навыки.

Дельталёт "Форсаж". Впереди Слава Хромых, за ним Володя Абрашкевич. 

     На дельталёте «стандартный» полёт продолжительностью 15 минут – набор высоты 1500 метров вдоль побережья курорта, затем выключение двигателя и заход на посадку с имитацией отказа двигателя. Тариф 100 руб. минута.

     Для продвинутых – полёт над горами: взлёт, над Чёрным морем курсом на Гагру набор 2000, доворот на север и над горой Момдзышхой уже 3000 метров. Вид роскошный. Снова выключение движка и планирование на посадку. 30 минут удовольствия. Отрабатываем установку съёмочной камеры на консоли для видеосопровождения. Когда впервые посмотрел в записи на себя в полёте со стороны, знаете ли, впечатляет…

     Для ненормальных полёт к озеру Рица. Приходится набирать 4500 метров. Как ни одевайся, холод пробирает! Наверное, знаете, на каждый километр температура понижается на 6,5 градусов, и если на пляже +30, то наверху…

     Забавно, когда япона фотоаппаратура на высоте замерзает, а полёт-то частенько именно ради фотосессии и заказывают. А полюбоваться есть на что – панорама Кавказских гор, уходящая за горизонт сфера морской поверхности с далёкими горами Турции и кажущейся совсем близко громадой Эльбруса. И это в открытой кабине!

    

Кстати, помните сбитые грызунские беспилотники? Могу поделиться – для тренировки лётчиков и штурманов наведения я на дельте работал мишенью на разных высотах до 4000 м. – характеристики-то близкие с их Гермесом-450 - вот только когда при выходе из атаки Элка (Л-39) рядом проносится… – это ещё тот экстрим! Но привыкаешь со временем.


    

Пользовался спросом и пилотаж на Яке. Обычная программа – сначала инструктаж по покиданию самолёта с парашютом С-4у - и действия при приводнении, ежели чего, потом тренаж по покиданию и, если этого недостаточно, тогда выдаём красивый пустой полиэтиленовый – на всякий случай – пакетик, взлетаем, набираем 1500 и понеслось – штопор пара витков, переворот на горке, петля Нестерова, полупетля с полубочкой, пикирование, кубинская восьмёрка, вираж с креном 60 градусов, бочка вправо – влево, немного перевёрнутого полёта, атака нашего же аэродрома, уход боевым разворотом и, если клиент уже готов, плавный заход на посадку. 15 минут драйва за 2000 рублей. И ведь приходили, чтобы побывать в шкуре лётчика истребителя! И узнавали, что пилотское кресло мёдом не намазано…  Теперь это уже - история...  30 декабря 2009 из-за отказа двигателя при взлёте в аэропорту Сухум при выполнении вынужденной посадки на берегу Чёрного моря самолёт был разбит.

    


Новый Афон.

     Все полёты под контролем, по заявке, зато никто не мешает.

     Сбрасываем парашютистов с дельталёта также из расчёта 1 рубль – 1 метр. Высоты, разумеется. На учениях вертушка изображает вынужденную посадку, даёт координаты по GPS, на « Форсаже» на установленную под задним креслом платформу с одной стороны крепится стандартный десантный парашютный грузовой контейнер массой 70 кг, а с другой, как собака на заборе, сидит инструктор-парашютист-спасатель, всё это доставляется. Куда пошлют, и сбрасывается на планировании с выключенным двигателем. Кстати, при первом сбросе прыгун, отстегнув и спихнув мешок, забыл пристегнуть его карабин открытия парашюта. Ну и эта штука с километра на БПБ (боковую полосу безопасности) и мякнулась. На виду всего авиагородка…

В лагуне "Золотой берег". Мюссера.


     А когда поднимал по два парашютиста сразу. Очень неуютно в наборе высоты себя чувствуешь примерно до 300 метров, запас хода трапеции до переднего подкоса символический… Сброс тоже с выключенным движком. После отделения – с УТ-15 – вытяжной парашют не мог сразу стянуть чехол с купола и нужно было видеть удивлённые глазки удаляющегося вниз прыгуна, рассматривающие похожий на оранжевого кальмара предмет над головой! Впрочем, через пару сотен метров разгона вниз чехол всегда благополучно стаскивался.

     Как-то бросал бейсера(!)(это которые с высотных домов прыгают). Заказал он высоту 300 м. Спрашиваю- а открывать-то когда будешь? – Да метрах на 80-ти, отвечает(!). Начинается спор – я ему: Прыгаешь с 500 и на 200 открываешь. – Что я, спать там буду?! – отвечает. Но вынудил  его согласиться, иначе не повезу. Прикрепил он к ноге скотчем видеокамеришку  и полезли вверх. Из уважения – сам дельтанутый – вместо 500 поднял на 1000 и отпустил. Открылся, как и обещал, на 200-х, вот только аппататик свой  он на ночную съёмку включил…

     Больше бейсеров бросать не буду. Ну их…


 
Дельта реки Псоу - граница России и Абхазии


     Ближайшие планы – с коллегой - Божьей милостью физиком, связистом и механиком, также дельтанутым питерцем АВВ –  Абрашкевичем Владимиром Владимировичем на «Форсаж» устанавливаем гидроплатформу от «Воздушного моста» - поклон  - Сергею Игнатову и Льву Кинасяну – и будем летать с озера Инкит с воды (там же, в Пицунде). Пока не всё ясно с платформой для спуска СЛА (СВЕРХЛЁГКОГО летательного аппарата) массой в четверть тонны на воду и из неё…, особливо в ветер, а шквалы в Пицунде случаются. Может, кто подскажет дельное?

     Адрес  .  Примем с благодарностью.


     При желании полетать или поработать на своей технике нужно заключить договор о порядке и условиях выполнения полётов в воздушном пространстве Абхазии с дирекцией РУП «МАС» (республиканское унитарное предприятие «международный аэропорт Сухум»), поскольку только оно имеет лицензию на право выполнения полётов, согласовать место, район полётов и связь. Формально Абхазия находится в состоянии войны с Грузией и нужно это учитывать, не то по ошибке сшибут, как кота с печки валенком.

     Предполагались АХР ( авиа-хим работы) по борьбе с АББ – американской белой бабочкой (не путать с АВВ!), но оказалось, что хоть она и жрёт листву, но не борзеет, ну и пусть себе… Жаль, конечно, что дорогая химаппаратура без дела лежит…, была идея в жаркие дни над пляжами (прохлады для) водичку распылять, но побоялись. Вдруг не так поймут, потом доказывай, что не диоксинами поливали… А саранча в здешних местах не водится. Зато в озере Инкит, что рядом с аэродромом нашим, отличная рыбалка – карась, сазан, пеленгас, бычки, гамбузия и упитанные лягушки. Наживка – навозный червь и консервированная кукуруза. Сковорода, мука, соль, растительное масло и гитара у нас всегда наготове. Поджарить и поесть можно до, после и вместо полётов.

     Если неохота тратить деньги на всякие глупости вроде гостиниц, пансионатов и прочих частных секторов, (ведь гораздо приятнее их пролетать), захватите палатку и можете остановиться у нас на аэродроме, но 700 метров до моря придётся добираться пёхом. Обратно тоже.

     При желании можете почитать и послушать: «Икары Абхазии», «Дельталёты против танков», « песни Вячеслава Хромых » и, непременно,  остальные страницы «Капризов памяти» на которых   Вы  уже...

 

А дальше я (И.М.Я.) просто буду добавлять фотографии, связанные с нашими полётами.


 

Вот оно, озеро Инкит, на берегу которого и расположен наш аэродром.

Прямо там, где стоит снимающий этот кадр оператор, взлетает и садится наша СЛА (сверхлёгкая авиация) – дельталёт и самолёт Як-52. Рядом палатка, костёр, на котором готовится нехитрая еда, рядом несколько машин обеспечения и бак с горючим. А в будущем сезоне именно с воды этого озера в этом самом месте и планируется взлетать и садиться.



 

Вот он Як… Винт крутится, самолёт выруливает на взлёт.

А рядом «колдунчик» на шесте. Он показывает направление и силу ветра. Это обязательно учитывается при полётах.

Вячеслав Хромых и Роман Дбар, председатель комитета по экологии республики Абхазия.
С ним проводились полёты с аэрофотосъёмкой дельты реки Кодор.

Там собираются брать щебень для строительства сочинских олимпийских объектов. С точки зрения экологии - это очень вредно для реки. Меняется русло и берег Чёрного моря бездумно размывается.


А это – совсем близко от нашего аэродрома – пансионат «Самшитовая роща».

 

Друзья – любители полётов – Володя Абрашкевич, Володя Белан и Слава Хромых.


А за спиной у Славы любимый пассажир – моя внучка Ирочка. Она тоже большой любитель парить под облаками.

 



Отладка техники на основной базе – в Сухумском аэропорту.

На заднем плане наш УАЗик. Кстати, моя внучка Ирочка уже прилично научилась водить его.

В спокойных местах и там где нет сотрудников ГАИ она у нас всегда за рулём. Жалко, что приезжает  только летом… и не надолго.

 

Впереди мыс Пицунда.


 

В этом сезоне освоены взлёт- посадка с воды. Большая работа проведена по созданию тележки, на которую устанавливаются поплавки и теперь, при необходимости можно и на море сесть, и на многочисленные водоёмы в Пицунде... и не только.

Смотрите, как это выглядит... По моему, красиво. А фотографии сделала Наташа из Нижнего Новгорода, та самая, которая плакаты об архитекторе А.А.Яковлеве для выставки сделала. Спасибо, Наташенька!

 

 


Уменьшить 
 
А дальше другие фотографии Наташи Ануфриевой
 
 
Профилактика двигателя.
 
  
 
Летать умеет даже дятел, ты вот с мотором повозись!

Предполётный  осмотр  двигателя.

 


 

Вова Ануфриев изучает матчасть самолёта Як-52.

 

 

На дельталёте пассажиром всё тот же Вова.

Обратите внимание на голые пятки, это чтоб сандалики не улетели от хозятна.

 


 
Первый в жизни полёт Владимира Владимировича Ануфриева.
 
 
 
Взлетаем!!!

 


 

И посадка...  с голой пяткой. Сейчас мама сандалики принесёт.

 

А здесь можно посмотреть фотографии полёта из Пицунды с нашего "аэродрома" в горы над озером Рица, с одним из наших летателей.

Спасибо Сергей! Ваши фотографии - прекрасное украшение нашего сайта.

Вячеслав Хромых предлагает вам посмотреть ролик "НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ ПОЛНОСТЬЮ". (19.12.2011)

Путешествие в страну эвкалиптов  |  Новый Афон  |  Полёты  |  Сухумский маяк и СЭС

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS