Сегодня 6 сентября
2010 года в Гостевой книге моего сайта получила такое вот сообщение:
Станислав
Кирилец
Автомобильная история РоссииАвтомобильная история России
Дорогая Ирина Михайловна,
хочу сообщить Вам, что скоро приеду на Родину для участия в Юбилейном
автопробеге СПб - Киев,
организованнoм к
100-летию Первого пробега на приз Императора.
Наше дело сдвинулось с места и к истории российского автомобилизма стали
проявлять интерес официальные круги.
Это очень приятно -
не зря мы с Вами популяризируем эту тему!
На информационном сайте юбилейного пробега опубликована моя историческая
справка, прошу ознакомиться:
http://avtoprobeg1910.ru/history/
Ваш Слава.
Поздравляю Вас, Станислав Васильевич и с большим удовольствием публикую у
себя эту информацию:
* * *
Сегодня 29.05.2010 получила от Станислава Васильевича Кирильца такое письмо: "Книжку нашу я
получил по почте вчера - как раз к Дню военого автомобилиста и 100-летию
Автомобильных войск России (это сегодня). Очень хорошо издали - настоящие
профессионалы. Но в "лучах славы" я купаюсь давно - лестные получаю письма от
читателей. Уже и в интернете рецензии появились:
Грузовой автомобиль "Руссо-Балт Т40/65" с противоаэростатной пушкой Тарновского/Лендера. 1916 год. Фото из книги "Автомобили Русской Императорской Армии"
Автомобили Русской Императорской армии: «Автомобильная
академия» генерала Секретева/ Станислав Кирилец, Геннадий Канинский. –
М.: Фонд «Русские Витязи», 2010. – 264 с., илл.
К столетию автомобильных войск России фонд «Русские Витязи» выпустил
книгу, посвященную первому этапу становления этого рода войск –
«Автомобили Русской Императорской армии». Это был интересный и весьма
поучительный период.
ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ПАРОВОЗЫ
Прародителя автомобиля – паровую повозку впервые изготовил в 1769
году по заказу французского военного ведомства капитан Никола Жозеф
Кюньо. Армия в очередной раз выступила в роли двигателя технического
прогресса.
В середине XIX века уже в нескольких странах выпускались паровые
дорожные локомобили. В России первые опыты с новым средством
передвижения прошли на льду Финского залива и Невы зимой 1861–1862
годов. По маршруту Кронштадт–Петербург курсировали два пассажирских
поезда по 15 вагонов. Вместо передних колес у 12-тонных локомотивов
стояли массивные лыжи. Но ненадежный лед и невозможность летней
эксплуатации тяжелых машин принесли убытки, и опыты прекратились.
Российское военное ведомство приобрело два первых тягача в
Великобритании в 1876 году. В том же году два тягача поставили
отечественные «Мальцовские заводы». Назывались эти машины в те времена
паровозами. Всего для Военного министерства за 1876–1877 годы было
приобретено 12 локомотивов на сумму 74 973 руб. 38 коп. По высочайшему
повелению от 5 апреля 1877 года началось формирование отдельной части,
получившей название «Особая команда дорожных паровозов».
Паровозы приняли участие в Русско-турецкой войне – буксировали
осадные орудия, перевезли сотни тысяч пудов грузов, в том числе паровые
катера, заменяя сразу по 12 пар быков, работали как локомобили на
водокачках... И полностью окупили все расходы. В 1880 году паровозы
обеспечивали транспортировку грузов для Ахалтекинской экспедиции
генерала Скобелева. Задачу они выполнили, но через год оказались
списаны. На этом закончилась история первой автомобильной части Русской
армии.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ
В 1897 году в маневрах под Белостоком принял участие 5,5-сильный
шестиместный автомобиль «Делагэ», принадлежавший, впрочем, Министерству
путей сообщения. В 1899 году инженер МПС Абрам Танненбаум опубликовал
цикл статей «Военно-самокатный вопрос в нашей армии», в которых
предлагал использовать автомобили в качестве машин разведки, связи, для
размещения на них различного вооружения и транспортировки грузов. А
также для создания на их базе боевых бронированных машин. Эти
предложения нашли поддержку в войсках и штабах, впрочем, слабо
выраженную финансово.
Моряки опередили армию. В 1901 году Морское ведомство получило
грузовик «Луцкий-Даймлер». Его рекомендовали покрасить в яркий цвет. О
маскировке тогда еще никто не помышлял. Грузовик работал на Ижорском
заводе, заменяя 10 лошадей на перевозке грузов до Колпино. Так
автомобиль пришел сразу на военную службу и в оборонную промышленность.
В Русско-японскую войну 1904–1905 годов в действующей армии
насчитывалось от 20 до 30 автомобилей. Например, в Порт-Артуре бегал
автомобильчик оригинальной марки «Старлей-Психо». Но первый
по-настоящему боевой автомобиль испытали в Русской армии только в 1906
году – блиндированный «Шаррон, Жирардо и Вуа» с пулеметной башней,
обкатанный французской армией еще в 1903 году. Но испытания в России
как-то увяли, и о броневиках снова вспомнили только в 1914 году.
Настоящая моторизация Русской армии началась с собственного Его
Величества гаража. Вскоре эти гаражи появились при каждом дворце – в
Санкт-Петербурге, Новом Петергофе, Гатчине и летней резиденции в
Ливадии. Были учреждены две Императорские школы шоферов, потому что
автомобилей приобреталось довольно много. Уже тогда отечественным
самодержцам полюбились «Мерседесы». Автомобилей было столько, что их
сдавали в аренду. В частности, фельдъегерской службе, которая первая
оценила экономический эффект от замены лошади мотором.
Личный шофер императора – французский гражданин Адольф Кегресс
изобрел первый в мире полугусеничный автомобиль. Простой придворный,
похоже, не испытывал проблем с внедрением своих идей. В 1914 году
Кегресс запатентовал изобретение в России и Франции. Надо отметить, что
в 1918–1919 годах на Путиловском заводе было построено 12
полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс».
В армии, как заведено, не все приветствовали техническое новшество.
Военный министр Владимир Сухомлинов вспоминал: «…Некоторые члены совета
высказались в том смысле, что этот «сложный и хрупкий инструмент» для
нашей армии неприемлем: армия нуждается в простых повозках на крепких
осях!» А генерал Скугаревский требовал, «чтобы во избежание излишнего
пользования автомобилями их держали под замком».
К счастью, в армии оказался такой энтузиаст новой техники, как
молодой офицер Петр Иванович Секретев. Аристократ из казаков, он
родился в 1877 году и вырос в станице Нижне-Чирской 2-го Донского
округа. Окончил кадетский корпус в Новочеркасске и Николаевское
инженерное училище. Служил по саперной части в Брест-Литовске, Варшаве,
Маньчжурии. В апреле 1908 года в чине штабс-капитана вышел в отставку и
фактически экстерном окончил инженерное отделение Киевского
политехнического института со званием инженера-технолога. После чего в
октябре того же 1908 года был снова принят на военную службу уже в чине
капитана в железнодорожный батальон. А в июле 1910 года как технически
грамотный, энергичный и прогрессивно мыслящий офицер назначен
командиром 1-й Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге. Кстати,
это Секретев придумал существующую до сих пор эмблему автомобильных
войск, известную в армии как «бабочка» и «улетел бы, да «колеса»
мешают».
Рота проводила исследовательские пробеги, участвуя в различных
армейских мероприятиях. Два отряда грузовиков действовали во время
похода в Персию в 1911 году, когда там разгорелась гражданская война.
Был получен опыт эксплуатации техники в горных зимних условиях, в мороз
и метель.
Рота была сформирована по высочайшему соизволению от 16 мая (29 мая
по новому стилю) 1910 года. К тому времени уже год как существовало
Автомобильное отделение в Отделе военных сообщений Главного управления
Генерального штаба и было начато формирование целых восьми
автомобильных рот. Но до высочайшего соизволения всё это как бы не
существовало. Поэтому 29 мая считается Днем военного автомобилиста и
датой создания автомобильных войск.
Под названием «рота» возник исследовательский и учебный центр по
организации и развитию автомобильного дела во всей Русской армии. Здесь
не только готовили офицеров – командиров автомобильных подразделений и
унтер-офицеров – инструкторов автодела. Здесь изучали и испытывали
новую технику, разрабатывали правила эксплуатации.
ПРОВЕРКА ВОЙНОЙ
Автомобилизация Русской армии опиралась на заграницу, куда уходило
немало средств. Первая мировая война показала всю порочность такой
политики. Но только в 1916 году было принято запоздалое решение о
строительстве нескольких отечественных автозаводов. Но это решение уже
ничего не решало и решительно не имело смысла в стремительно
разорявшейся и разлагавшейся стране.
В России имелись предприятия, занятые отверточным производством
автомобилей из импортных деталей, например, известный Русско-Балтийский
вагонный завод («Руссо-Балт»). Но отечественная промышленность не имела
производства материалов, необходимых отрасли. Было предложение купить и
целиком перевезти в Россию британский завод «Остин». Как и сто лет
спустя, среди капиталистов и чиновников хватало энтузиастов покупки
зависимости России от иностранного производителя военной техники.
Видать, есть в этом выгода.
К началу Первой мировой войны в Русской армии имелось 711 штатных
автомобилей. Из них 259 легковых, 418 грузовиков и 34 специальных. А
также 104 мотоцикла. 17 июля 1914 года после четырехлетней волокиты был
утвержден Закон «Об автомобильной воинской повинности», определявший
порядок мобилизации (реквизиции) частных автомашин с денежной
компенсацией.
С началом войны частные авто призвали в армию вместе с водителями.
Компенсации сильно занижали, но жалоб было мало. Автомобили должны были
соответствовать определенным техническим характеристикам – по мощности,
количеству мест, дорожному просвету. Только в Петрограде «забрили» в
армию около 1500 автомашин. Армия же выкупила все автомобили,
поступавшие из-за рубежа по ранее сделанным заказам.
И здесь возникло такое тяжкое явление, как «разномарочность».
Запчастей к десяткам марок авто было просто не найти. Особенно трудно
пришлось с «Мерседесами», «Бенцами» и прочей продукцией «вражеских»
фирм, запчасти для которых изготавливались в Германии и Австро-Венгрии.
Да и размещать технику пришлось под открытым небом – гаражей и даже
сараев заранее не припасали. Автомобильная повинность себя не
оправдала. Вместо резерва получился полугодовой процесс, отягощенный
бюрократизмом и плохой организацией.
Примечательно, что французская армия к войне имела всего 170
автомобилей, но только по мобилизации получила за несколько недель 6000
грузовиков и 1049 автобусов, а вскоре вообще стала механизированной,
благодаря развитой промышленности. Британская армия, в которой
насчитывалось едва 80 автомобилей, обошлась не слишком массовой
мобилизацией. Ей на своем острове этого хватило.
Германия еще с 1908 года проводила политику частичного
субсидирования покупки грузовиков частными лицами и предприятиями при
условии их безвозмездной передачи в армию в случае войны. Это поощрило
к быстрому развитию автомобильной индустрии в стране, а через год после
начала войны в армии было уже свыше 10 тыс. грузовиков, 8600 легковых
автомобилей и 1700 мотоциклов. Такую же политику проводила
Австро-Венгрия. Хоть она и не имела развитой промышленности, но тоже
моторизовала свою армию на достаточно высоком уровне.
Большая часть книги отдана Первой мировой войне. Подробно описаны
автомобильные формирования Русской армии, материальная часть и боевое
применение. Особое внимание уделено бронеавтомобилям. Приведена
статистика производства бронированных автомашин в России в 1914–1917
годах на различных предприятиях и в военных мастерских с перечислением
марок производителей и типов.
Русская армия была одной из самых обеспеченных бронеавтомобилями. Их
насчитывались сотни. Некоторые изготовлены прямо во фронтовых
мастерских с помощью щитов от трофейных орудий. В германской армии за
всю войну насчитывается лишь 40 броневиков, из которых только 17
собственного производства, остальные трофейные.
Во время войны Петр Секретев вырос до генеральского чина. Он стоял
во главе огромной организации автомобильного хозяйства, охватывающей
большое число автомобильных специалистов и техники, школ шоферов,
ремонтных и производственных предприятий, а также ряд бюро по покупке,
приемке и отправке автомобилей в Россию из Америки, Италии, Англии,
Франции и других стран.
Сразу после Февральской революции Секретев отказался предоставить
персональный автомобиль члену Военной комиссии Думы нижнему чину
Клименту Ворошилову. Будущий «красный маршал» тут же разоблачил
«контрреволюционного генерала», и тот был арестован. Арестовала его
команда автошколы во главе с чертежником Маяковским, который попал туда
добровольцем еще в 1915 году по протекции Максима Горького. Секретев
вышел на волю лишь после Октябрьской революции. А умер в эмиграции в
1935 году.
Книга издана прекрасно и богато иллюстрирована качественными
фотографиями, зачастую весьма редкими. Она будет интересна не только
историкам, но и любителям ретроавтомобилей, коллекционерам, антикварам
и почитателям августейшего семейства.
Сообщаю вам,что сегодня получены первые 500 зкземпляров вашей замечательной книги! Заявки по вашему списку будут отправлены 11-го мая. Контраганты могут приезжать или завазывать книгу уже сейчас.
Нам очень понравилась ваша книга. Мы постарались ее сделать на высоком полиграфическом уровне и ,думаю, нам это удалось!
С наступающим 65-летием Победы! Ура,дорогие товарищи!
-- Удачи. Директор Фонда "Русские Витязи" Юрий Желтоногин м.+7(495,985)9288146 www.aerospaceproject.ru
* * *
Сегодня 20.04.2010 получила письмо от автора выходящей в свет книжки
Желающим приобрести книгу мелким и крупным оптом (распространителям и концессионерам, желающим для экономии объединиться в группы - мелкий от 6 до 30 шт., крупный более 30) прошу отозваться. Для этого предусмотрены скидки - я дам прямые координаты издателя. Оптовые заказы приветствуются! Возможно (еще не точно, но скорей всего), что для удобства жителей стран ЕС розничная продажа будет усуществляться через меня из Германии. Мне пообещали штук 30 книг прислать.
Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья, коллеги и товарищи!
Мы рады Вам сообщить, что готовится к печати новая книга: Автомобили Русской Императорской армии. («Автомобильная академия» генерала Секретева), посвящённая 100-летию Автомобильных войск России. Рукопись и материалы уже сданы в издательство, готовится вёрстка, выпуск книги ожидается в мае 2010 года к юбилею. Формат книги будет 210?290 мм – достаточно большой и красивый, полиграфия на высоком художественном уровне, объём примерно 400 страниц (точнее сообщим, когда вёрстка закончится), обложка картонированная цветная с коллажем, бумага высокого качества, листы сшиты. В тексте интегрированы многочисленные (возможно около 300) ч/б и цветные иллюстрации. Многие фотографии ранее нигде ещё не публиковались. Тираж 1500 экземпляров.
Оптовой и розничной продажей будут заниматься эти же компании.
Для наглядности даём аннотацию, фрагмент из предисловия (От авторов), названия разделов и глав (с кратким пояснением их содержания) и список приложений.
Канинский Геннадий Георгиевич, Кирилец Станислав Васильевич. Автомобили Русской Императорской армии. – М., 2010. – ??? с.; илл.
В книге на основе впервые введённых в оборот источников описана полная история зарождения, создания и первые годы деятельности автомобильных войск России, которые официально ведут своё начало с формирования в Санкт-Петербурге 1-й Учебной автомобильной роты в мае 1910 года. Подробно исследована вся история военно-автомобильного дела в России, показаны дела людей внёсших наибольший вклад в создание и становление нового рода войск и прежде всего деятельность начальника Военной автомобильной школы генерала Петра Ивановича Секретева. Книга всесторонне освещает вопросы военной моторизации России раннего периода – со второй половины ХIХ столетия до 1918 года, многие из которых не утратили актуальности до настоящего времени. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся отечественной военной историей и историей автомобильного транспорта.
Вступительное слово к читателям начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-майора Шевченко Александра Александровича
ОТ АВТОРОВ
...История автомобильных войск России волновала нас издавна, и, как нам казалось, мы её знали. Эта история содержит множество славных страниц, которыми гордятся все военные автомобилисты в строю и ветераны автомобильных войск. Чего только стоит Подвиг с большой буквы по спасению блокадного Ленинграда военными автомобилистами на знаменитой ладожской «Дороге жизни» в годы Великой Отечественной войны?! Но эта книга об истоках. Мы шли к 29 мая 2010 года, то есть, к предстоящему 100-летнему юбилею автомобильных войск не с «пустыми руками». Мы работали в архивах и библиотеках в поисках материала вели обширную переписку с единомышленниками. Однако несколько строк, прочтённых в «Незабытых могилах», заставили нас вспомнить о знакомой со школьных лет «теме» – о влиянии личности на развитие исторического процесса. В таком ракурсе история автомобильных войск ещё никем подробно не освещалась. А между тем история, по большому счёту, это, прежде всего, история человеческих судеб. Ведь она развивается не сама по себе. Историю вершат вполне конкретные люди, своими делами и поступками. Более того, как справедливо подметил английский писатель и философ, а также, по определению советских энциклопедистов, «индивидуалист, моралист и романтик» Томас Карлейль: «Биография – это единственная правдивая история». Мы начали собирать материал о генерале Секретеве и его детище – автомобильных войсках России. В ходе работы удалось наладить связи со многими специалистами... ...Начав собирать материалы о 1-й Учебной автомобильной роте и её преемнице – Военной автомобильной школе первым командиром которых был П.И. Секретев, мы столкнулись с невероятно большим количеством интереснейших документов, касающихся моторизации Русской Императорской армии. Поиски истоков моторизации увели нас в 70-е годы ХIХ столетия, в те времена, когда в Русской армии впервые были применены механизированные транспортные средства и в начало ХХ века, когда автомобили в России только проехали свои первые вёрсты по дорогам военной службе. Стало ясно, что невозможно описать историю первой российской военно-автомобильной части, не затронув другие аспекты моторизации армии, включая её предысторию. Формирование 1-й Учебной автомобильной роты и Военной автомобильной школы – главная тема нашей работы. Вся моторизация армии, начиная с 1910 года, опиралась на них. Изучая их историю, мы поняли, что 1-я Учебная автомобильная рота и её преемница – Военная автомобильная школа являлись многопрофильной уникальной структурой, выполнявшей разнообразные задачи, главной целью которых была комплексная задача военной автомобилизации России. Прежде всего, рота являлась общим руководящим центром, в котором вырабатывались все ключевые решения по вопросам организации автомобильного дела в Русской армии, а после их утверждения высшим военным руководством организовывалось их реализация в практику жизни войск. Эти структуры сыграли решающую роль в формировании всех механизированных частей Русской армии и являлись центром организации и формирования автомобильных частей и подразделений. Рота и затем школа были также центром материально-технического обеспечения автомобильного дела во всей Русской армии. 1-я Учебная автомобильная рота явилась, кроме того, научно-исследовательским центром, в котором решались научные и технические проблемы нового нарождающегося рода войск, где разрабатывалась и испытывалась новая техника, вырабатывались правила её эксплуатации и ремонта. И, наконец, рота являлась учебным центром всех автомобильных частей Русской армии, где обучались военно-автомобильные специалисты всех категорий, как нижние чины – водители и механики, так и офицеры – командиры автомобильных подразделений, инженеры-автомобилисты и руководители автомобильного дела в армии вплоть до самого высшего звена. Исходя из этих фактов, мы с полным основанием можем назвать первое военно-автомобильное подразделение Русской армии «Автомобильной академией» коей она и являлась по своей сути. Однако наша книга была бы неполной, если бы мы не осветили и другие аспекты военной моторизации Российской Империи. Мы решили кратко описать практически всё, что связано с автомобилем в Русской армии до конца 1917 года: фельдъегерскую службу, бронеавтомобильные части, санитарно-автомобильные отряды и другие рода войск, где нашли применения автомобили, мотоциклы и тракторы, включая добровольные и полувоенные автомобильные формирования. При изучении документов тех лет, нам открылись имена людей, дела которых сыграли немалую роль в деле моторизации Русской армии. О них самих и их вкладе в дело создания автомобильных войск России также написано на этих страницах. Нельзя было не рассказать об автомобильной технике. Не углубляясь подробно в технические характеристики машин, мы, тем не менее, попытались перечислить, а местами кратко описать автомобили и другие механические средства в Русской армии. Попытались также осветить историю испытательных пробегов, создания и совершенствования системы эксплуатации и ремонта военных автомобилей, как в мирное, так и в военное время. «Военно-автомобильное дело в России имеет свою историю, которую, однако, не так легко составить, как это может показаться с первого взгляда» – писал один из самых компетентных русских теоретиков военного автомобилизма Владимир Александрович Златолинский в своей фундаментальной работе «Автомобиль и прочие виды механической тяги для применения к военным целям», на которую мы будем неоднократно ссылаться. Это было сказано в 1911 году, когда военно-автомобильное дело в России находилось ещё в зачаточном состоянии, но труды многих исследователей на эту тему уже тогда отличались многочисленными неточностями, домыслами и откровенно противоречивыми данными. В последующее столетие ранняя история автомобильных войск Российской Империи, изложенная многочисленными авторами, ещё больше подверглась искажению, зачастую по идеологическим мотивам. Многие публицисты, не задумываясь, переписывали и до сих пор прилежно переписывают несоответствующие действительности «факты» из ранних, не самых серьёзных источников, не утруждая себя их проверкой, но часто сознательно искажая истину. Нам нелегко было изучить десятки томов литературы разных времён и описей из архивных фондов, посвящённых этому вопросу, кропотливо сравнить все материалы и отделить «зёрна от плевел» – правду от вымысла. Все клише, стереотипы, домыслы и откровенные фантазии, постоянно повторяющиеся в ранних публикациях, мы исключили из нашего повествования, оставив только тщательно проверенные, не вызывающие сомнения факты. Работая с большим количеством уникальных архивных документов и воспоминаний свидетелей, мы пришли к выводу, что многие из них заслуживают внимания читателей в их первозданном виде. В связи с этим в нашей работе нашли место многочисленные цитаты. Отдельно даны короткие справки об отечественных производителях автомобилей, бронеавтомобилей, автомобильных кузовов и тракторов, активно участвовавших в моторизации Русской армии. Подобные справки даны и по некоторым торговым фирмам и общественным организациям российских автомобилистов, внёсших значительный вклад в дело моторизации армии. В книге также приведены статистические таблицы, а в приложениях документы из архивных фондов – послужные списки некоторых офицеров Военной автомобильной школы и документы о поставках автомобилей отечественного производства Военному министерству Российской Империи. Так и родилась эта книга, своего рода краткая история зарождения и первых лет деятельности автомобильных войск Русской армии…
ВСТУПЛЕНИЕ Пётр Иванович Секретев – Биографическая справка
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Эпоха «паровых лошадей» Первая в мире паровая телега Н.Ж. Кюньо – Первые механические транспортные средства в России – Первые военные опыты с дорожными локомотивами в России – Распространение и изготовление дорожных локомотивов в России.
Первая «автомобильная» часть Русской армии Подготовка к Русско-Турецкой войне 1877-78 – Закупка дорожных паровозов – Формирование Команды дорожных паровозов – Действия Команды на Балканах – Доклад Демьяновича – Действия Команды в боевых операциях против текинцев 1880.
Эпоха самодвигателей Первые автомобили в России – Первое испытание автомобиля в Русской армии 1897 – Инициатива князя Хилкова – Первые печатные труды по военному автомобилизму – Инициатива Б. Луцкого – Первые автомобили в Морском ведомстве – Манёвры под Ревелем 1901.
Курский дебют Манёвры под Курском 1902 – Первый массовый опыт использования автомобилей в Русской армии – Оценки и выводы – Первые автомобили на фельдъегерской службе.
Японская кампания Автомобили на Русско-Японской войне – Первый бронеавтомобиль в Русской армии.
Начало моторизации армии Первая моторная команда Русской армии – Императорское покровительство военного автомобилизма – Испытания автопоездов и грузовиков – Покровительство военного министра.
На дорогах Петербургской и Московской губерний I Международная автомобильная выставка 1907 – Различные испытания автомобилей в армии 1907/08 – II Международная автомобильная выставка 1908 – Формирование автомобильных рот при железнодорожных батальонах.
Инициатива фельдъегерей и интендантов Развитие автомобильной фельдъегерской службы – Предложение Интендантского ведомства по привлечению общества и промышленности к моторизации армии – Мероприятия по развитию военного автомобилизма в России и за границей.
Общество и армия Первый автопробег с участием Военного ведомства 1909 – Организация добровольных дружин автомобилистов для поддержки армии и их участие в манёврах – Общественные организации русских автомобилистов.
Промышленность и армия Особенности автомобильного рынка Российской Империи и автомобильного производства в стране – III Международная автомобильная выставка 1910 – Дебют Русско-Балтийского завода – Отечественные автомобили для армии – Инициатива по постройке автомобильных заводов в России и начало их строительства 1915 – Новая организация армии 1910.
УЧЕБНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ РОТА
Разгон Формирование, размещение, состав и матчасть Учебной автороты – Организация обучения, учебники – Командировки Секретева на автозаводы и на испытания во Францию – Автомобильная пресса.
Первый пробег грузовиков Подробное описание Военно-испытательного пробега грузовых автомобилей 1911 – Автомобили участники пробега.
Персидский марш Новые казармы и гаражи УАР – Подробное описание работы двух взводов Учебной автороты в Персии на шоссе Джульфа–Тавриз-Тегеран во время кампании 1911/12 – Частные автомобильные перевозки в Персии.
Пробег штабных автомобилей Подробное описание Военно-испытательного пробега штабных и санитарных автомобилей 1912 – Автомобили участники пробега.
Второй пробег грузовиков Подробное описание Военно-испытательного пробега грузовых автомобилей 1912 – Автомобили участники пробега.
Военно-автомобильная рота Задачи – Новый состав – Учебный курс – Гараж и мастерские роты.
Большая программа IV Международная автомобильная выставка 1913 – Военные автомобили специального назначения – Испытания тракторов – Испытательные пробеги 1914 – «Положение о самодвижущихся повозках в армии» – Задачи и мероприятия по развитию автомобильных войск.
«Устав генерала Рерберга» Строевой устав для автомобильных частей и Наставление для автомобильной службы 1913 года.
Война Наличие автомобилей в армии к началу войны – Закон об автомобильной воинской повинности – Мобилизация автомобилей в армию – Моторизация иностранных армий во время войны – Формирование Отдельных автомобильных рот РИА и их действия на фронте – Организация эксплуатации и ремонта автомобилей на войне – Легенда о «Марнских такси».
Первая бронеавтомобильная рота Формирование, состав, матчасть и боевые действия 1-й автомобильной пулемётной роты, самой первой броневой воинской части в мире.
Колёса и броня Формирование, состав, матчасть и боевые действия других автомобильно-пулемётных взводов и броневых дивизионов РИА – Бронированные автомобили Русской армии – Бельгийские и британские броневые части в России – Первые русские «танки».
Специализация Аэросани – Автомобили в воздухоплавательных и авиационных частях – Автодрезины и бронедрезины в железнодорожных частях – Автомобили и дорожно-строительная техника в инженерных частях и в Управлении шоссейных дорог МПС – Автомобили в пехоте – Автомобили в штабах и управлениях, штабные автокоманды.
Моторизация артиллерии и военных крепостей Грузовики-тракторы, колёсные и гусеничные тракторы для артиллерии – Формирование тракторных рот – Самоходные орудия на шасси автомобилей при артиллерии для стрельбы по воздушным целям – Формирование и действие Отдельных батарей для стрельбы по воздушному флоту – Формирование, состав и матчастъ некоторых крепостных автокоманд.
Под знаком Красного Креста Первые санитарные автомобили в России и Русской армии – Санитарные машины конструкции Климовича и их постройка в России – Рентгеновские кабинеты на шасси автомобилей – Формирование и действия военных автомобильных санитарных транспортов и отрядов – Общественные автомобильные санитарные отряды и колонны
Вспомогательная автослужба Автомобильный отдел Всероссийских земского и городского союзов ВЗС, ВСГ – Санитарные и грузовые колонны ВЗС и ВСГ их состав и матчасть – Подготовка кадров в ВЗС и ВСГ.
ВОЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ШКОЛА
«Автомобильная академия» Формирование на базе Военной автороты Военной автомобильной школы 1915 – Структура, хозяйство, состав, матчастъ, задачи и работа Военной автомобильной школы
Централизация Подразделения Военной автомобильной школы, ремонтные мастерские, технологические проекты и производство – Управление автомобильными и броневыми частями
Первые итоги Статистика поступления автомототехники в РИА – Распределение и количество автомобилей в РИА – Заказы техники за границей и в России – Разномарочность автомобильного парка РИА – Мотоциклы в армии и мотоциклетные команды.
Генерал Секретев и революция Февральская революция 1917 – Арест Секретева и его освобождение – Отъезд на Дон, автомобильные и броневые части Донской армии.
Генерал Секретев – эпилог Эмиграция во Франции
Послесловие
Приложения: 1) Работа военных автомобилей в Персии, между Джульфой и Тавризом (Статъя П.И. Секретева 1912). 2) Послужные списки на некоторых замечательных офицеров-автомобилистов: П.И. Секретева, И.Н. Бажанова, В.Р. Вредена, А.П. Головачёва, С.С. Дедюлина, В.А. Мгеброва, М.Д. Тапилина, В.В. Трестера (Фонды РГВИА). 3) Приложение к заявлению правления Акц. общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге в Главное инженерное управление о создании на заводе воздухоплавательного и автомобильного отделов. 19.06.1910 г. (Фонды РГВИА). 4) О приобретении легковых автомобилей у РБВЗ 23.06.12 – 15.12.14 гг. (Фонды РГВИА). 5) Доклад начальника ГВТУ генерал-лейтенанта Г.Г. Милеанта Военному министру А.А. Поливанову о постройке автомобильных заводов. 16.12.1915 г. (Фонды РГВИА). 6) Представление Военного министерства в Совет министров о постройке Казённого автомобильного завода. 29.03.1916 г. (Фонды РГВИА). 7) Список упомянутых персоналий. 8 ) Словарь иностранных названий. (Название на русском языке, принятое в Российской Империи – Название латинскими буквами – Страна-производитель – Возможный вариант названия на русском языке в современной транскрипции). 9) Источники, литература и периодические издания (список).