Александр Ветчинин
Автор статьи: Станислав Кирилец

Автор статьи, которую я предлагаю Вашему вниманию, Станислав Васильевич Кирилец прислал мне её вместе с добрыми словами в "Гостевой книге" моего сайта. Он написал, что главный герой статьи - "это первая жертва автомобильного спорта в России". Кроме того он просил при публикации дать ссылку на журнал "ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ" , где статья была уже Выполняю его просьбу. "Кстати", написал Станислав Васильевич, "довольно интересный журнал, издаваемый в Москве умным человеком - Игорем Владимировичем Волковым за свой счет." Журнал мне понравился.

И.М.Яковлева

Триумф и трагедия

 Александра Ветчинина  (1885? - 14.06.1909)

Александр Александрович Ветчинин - известный петербургский автогонщик, участник многих верстовых гонок и автопробегов, член Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК) и Российского Автомобильного Общества (РАО). Ветчинин был одним из немногих русских гонщиков, принимавших участие в кольцевых гонках серии «Больший Приз» («Grand Prix») за границей, его выступление под псевдонимом «Сергей Дмитриевич» («Sergey Dimitriewich») в гонке на «Большой Приз Автомобильного Клуба Франции» было весьма успешно. 1908 год, 7 июля. Гонка на «Большой Приз» Автомобильного клуба Франции (GP de L’ACF), пожалуй самая престижная гонка того времени в мире, была проведена по правилам новой «Формулы» на кольцевой трассе (протяжённость круга 76,98 км) близ Дьеппа («Circuit Dieppe»), в ней доминировали германские машины. Победу одержал немецкий спортсмен Кристиан Лаутеншлягер на автомобиле «Мерседес». («Mercedes», 4 цилиндра, 154,7 x 180 мм, 13 533 см³), преодолев дистанцию в 769,8 км за 6 часов 55 минут 43,4 секунды со средней скоростью 111,29 км/час. Второе и третье места заняли французы, фирменные гонщики команды «Бенц» - Виктор Эмери и Рене Анрио («Benz», 4 цилиндра, 154,9 х 165 мм, 12 443 см³). «Сергей Дмитриевич», лучший из гонщиков французской команды «Рено» («Renault», 4 цилиндра, 155 х 160 мм, 12 076 см³), впервые выступивший в гонках такого класса, занял почётное восьмое место, пройдя дистанцию за 7 часов 54 минуты. Этот результат был воспринят в автомобильных кругах Российской Империи как полный триумф.

 

 
 
Sergey Dimitriewich sur «Renault», Dieppe 1908.
 
Сергей Дмитриевич на «Рено», Дьепп 1908.
 

К тому времени А.А. Ветчинин был уже далеко не новичок в автомобильном спорте, в предыдущие годы он принимал участие во многих состязаниях в России, организованных РАО, СПАК и другими автомобильными клубами. 19 мая 1908 года на принадлежавшем ему 120-сильном гоночном автомобиле «Бразье», Ветчинин принял участие в международном пробеге Санкт-Петербург - Москва, но сошёл с дистанции по техническим причинам.

 

Верстовая гонка на приз журнала «Автомобиль». Волхонское шоссе. 24.05.1909. Старт А.А. Ветчинина на автомобиле «Brasier 120 CV».

 

Основные события в спортивной карьере Ветчинина происходили на «Волхонке».

 

 24 мая 1909 года на седьмой Верстовой гонке, организованной петербургским журналом «Автомобиль» совместно со СПАК, на участке между 4-м и 5-м км Волхонского шоссе (считая от станции Александровская, 26 км от Петербурга) впервые в заездах разыгрывался «Кубок скорости», который присуждался гонщику, показавшему лучшее время с хода и с места. Кубок учредили два азартных автомобилиста, два Александра Александровича - Ветчинин и граф Мордвинов, они же и состязались за него. Скоростные заезды начали мотоциклисты, за ними стартовали легкие автомобили. Ажиотаж в гонках нарастал. Все ждали рекордных результатов от самых «сильных» машин первой категории и особенно от Александра Ветчинина на «Бразье» с мотором мощностью 120 л.с. Он шел по трассе очень быстро, и казалось, что победа за ним, но (как он потом говорил) «машина не шла как надо», и ему, к огорчению, удалось показать высокий, но не лучший результат – 30,12 сек. (127,5 км/час). Позже журнал «Автомобиль» в обозрении гонок торжественно рапортовал: «Проходя мимо зрителей на полной скорости, автомобили представляли собой красивое зрелище. Самым эффектным оказался Ветчинин, его легкая машина производила впечатление ядра, вылетевшего из пушки. Толпа в страхе разбегалась в стороны. В общем, зрелище было очень интересным и для многих невиданным». Героем дня стал граф Александр Александрович Мордвинов, который на своем автомобиле «Опель» 120 л.с. прошел одну версту с хода за 29,12 секунд и установил новый рекорд России – 131,5 км/час. После небольшого перерыва начались заезды со стартом с места. И здесь у Александра Ветчинина второе место - 51,0 сек. (75,3 км/час). А у Мордвинова, опять убедительная победа – 41,0 сек. (93,7 км/час). На этих гонках 24 мая 1909 года Александр Александрович Ветчинин довольствовался только памятным золотым жетоном.

 

Волхонка, 07.06.1909. Для «избранной публики» на финише гонки установили скамьи и 200 венских стульев.

 

 

Волхонка, 07.06.1909.

Судьи на старте - известные российские автомобилисты П.Н. Беляев (с транспорантом в руке) и А.П. Нагель (слева, рядом с Беляевым).

 

 

Менее месяца спустя, 14 июня 1909 года под Москвой перед началом Вестовых гонок, организованных Московским Клубом Автомобилистов (МКА) с Ветчининым и его напарником шофером Герцем произошел первый в России несчастный случай, связанный с автомобильным спортом. Автомобиль Ветчинина «Бразье» 120 л.с. считался «самой быстроходной машиной в России». Незадолго до трагедии, словно предчувствуя свою гибель, Александр Александрович шутил: «Моя машина тем хороша, что если я на ней разобьюсь, то уж разом, по крайне мере без мучений».

 

 

 

А.А. Ветчинин за рулем автомобиля «Бразье 120 л.с.», Москва 1909 год. 

 

 Несчастье случилось перед скоростными заездами. Причина - не справился с управлением автомобиля при движении на большой скорости. Вот как описывают этот случай очевидцы: «Идя сильным ходом около 130 вёрст в час, пронёсся мимо ожидающих старта и не заметил лёгкого поворота на большой каменный мост. Ударился в первую каменную колонну моста, автомобиль переломился пополам и упал с 6 саженей (1 сажень = 2,133 м) в реку». Так оборвалась жизнь молодого талантливого спортсмена. А.А. Ветчинин стал первой жертвой автоспорта в России. Причем погиб он не на соревнованиях, а перед ними, желая блеснуть перед публикой лихой ездой. Он готовился к участию в Рижском пробеге, запланированном на 14-18 августа 1909 года и даже учредил вместе с графом Мордвиновым кубок для победителя в скоростных заездах, но судьба распорядилась иначе.

 

 

 Grand Prix de L’ACF, Dieppe 1908. L'Equipe «Renault». N° 4 Ferenc Szisz, N° 21 Gustave Caillois, N° 37 Sergey Dimitriewich

Иллюстрации из коллекций авторов. © Kiriletz & Melentjew 2008

Пётр Михайлович Пузанов  |  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ  |  Российский след  |  В. П. Всеволoжскoй  |  Павел Николаевич Беляев  |  Бруно Фарих  |  Водитель Древицкий  |  Красавица Лорелей  |  Василий Солдатенков  |  Эмиль Плюйм  |  Бекель Павел Яковлевич и сыновья  |  Барон фон Мекк  |  Княгиня Долгорукая  |  Самуэль Сурмец  |  Александр Ветчинин  |  Иван Иванович Иванов  |  Балтийский автомобиль и аэро-клуб  |  Позабытый HUPMOBILE  |  История новокузнецкого автомобиля 1  |  Автомобильное наследие Сергея Рахманинова  |  110 лет русскому троллейбусу

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS