БАЛТИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ И АЭРО КЛУБ

 С.В.Кирилец

Уменьшить 
 
BALTISCHER  AUTOMOBIL -  UND AERO-CLUB

 

     Губернский город Рига по праву считался одной из колыбелей российского автомобилизма. По насыщенности автомобильной жизни Российской Империи Рига уступала только Санкт-Петербургу и Москве и являлась автомобильным центром Прибалтийского края, в который входили Лифляндская, Эстляндская и Курляндская губернии. Один факт существования в Риге автомобильного производства на фабрике Александра Лейтнера и «Русско-Балтийском Вагонном Заводе» определяет особый статус города Риги в автомобильной истории Российской Империи.
В 1896 году в Риге появился первый автомобиль, это был французский «Панар-Левассор», а в 1898 году Гуго Герман Мейер открыл в городе и первый автомагазин и стал представителем немецкой фирмы «Бенц» в Прибалтийском крае.

     Число автомобилей в Риге в начале ХХ века быстро росло, уже в 1903 году рижский магистрат издал первый указ о регулировании автомобильного движения в городе.

     Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году - Общество велосипедистов «Унион» создало автомобильную секцию (Radfahrervereinigung «Union», Automobilsektion), председателем которой стал Александр Лейтнер, владелец «Велосипедной и Автомобильной Фабрики «Россия» А. Лейтнер и Ко.».

     Весной 1908 года по адресу Театральный бульвар, 4 открылся Рижский Клуб Автомобилистов (Rigaer Automobil-Club), его председателем был Гуго Герман Мейер, (позже его сменил Р. Фрейзингер, один из владельцев «Резиновой Фабрики «Руссия»), А.А. Лейтнер занял пост вице-председателя. В 1910 в Риге было основано еще одно объединение авто-энтузиастов – Балтийский Клуб Автомобилистов (Baltischer Automobil-Club), его штаб-квартира была в гостинице «Рим», председателем был назначен В. Керковиус. В 1913 году произошло слияние Рижского Клуба Автомобилистов с Балтийским Автомобиль и Аэро Клубом.

Уменьшить   Уменьшить   Уменьшить

     Эмблемы рижских автомобильных обществ -

 Автомобильная секция велоклуба «Унион», Рижский Автоклуб и Балтийский Автоклуб.

     Несомненно самым значительным обществом автомобилистов Прибалтики был Балтийский Автомобиль и Аэро Клуб (Baltischer Automobil- und Aero-Club). Основанный в Риге в 1910 году, он расположился вначале на Елизаветинской улице в доме 4, потом переехал на Школьную улицу, дом 3. Уменьшить

     Этот клуб стал одним из самых элитных объединений автомобилистов и авиаторов Северо-Запада Российской Империи и балтийского региона, его членами стали в основном представители местного и иностранного дворянства. Высочайшим покровителем Балтийского Автомобиль и Аэро Клуба (БААК) стал

 Великий Князь Кирилл Владимирович.


 

На пост председателя был назначен церемониймейстер Высочайшего Двора генерал-майор князь  Николай Дмитриевич Кропоткин*.


Обязанности вице-президента клуба исполнял А.Н. фон Транзе, казначеем был выбран Э. Платес. В комитет Балтийского Автомобиль и Аэро Клуба входили Барон А.Ш. фон Ашераден, Э. фон Грюневальд, Г. Шак-Штеффенгаген и Е.М. Фейтельберг. Председателем технической комиссии был прдприниматель и торговец автомобилями Фейтельберг, в ее состав были выбраны барон А.Ш. фон Ашераден, Ф.Г, Калеп, Л. Поссельт и князь П.П. фон Ливен. На 1.01.1914 в клубе БААК числилось 160 членов, из них 10 почетных, таких как Король Швеции Густав V, Великая Княгиня Виктория Федоровна, князь фон Ливен.

     К этому времени 35 членов БААК были рижанами, 70 жителями других прибалтийских городов, 13 человек были петербуржцы. В клубе состояли и жители Великого Герцогства Финляндского и Царства Польского, числились там подданные Швеции (4 человека) и Германии. Члены БААК владели 130 автомобилями 30 марок, больше всего были распространены в клубе немецкие машины марок «Бенц» (38 едениц), «Опель» (18), «Мерседес» (11), «Адлер» (8).

 

    

      С cамого начала своей деятельности БААК активно участвовал в различных спортивных соревнованиях, в том числе и международных. Балтийский Автомобиль и Аэро Клуб был, пожалуй, единственным российским клубом, организовавшим целый ряд международных пробегов, выходивших за пределы Российской Империи – уже в 1911 году рижские автомобилисты во главе с Людвигом Поссельтом решили совершить марафонский пробег по маршруту Рига – Москва – Ростов – Тифлис – Тегеран – Батум – Одесса – Варшава – Рига, но потерпели аварию в Персии. В 1912 году Поссельт на своем «Бенце» совместно с тремя соратникаи по БААК повторил попытку – на сей раз удачно. Позже участник пробега И.А. Крегер описал приключения рижских спортсменов в журнале «Автомобиль». Позже клуб организовал скоростные заезды на шоссе Рига – Митава, поездки через германскую границу в Тильзит и Кенигсберг, а также многочисленные пробеги местного значения по дорогам Прибалтийских губерний.

 

Уменьшить 

Участники прбега Рига-Тегеран-Рига на автомобиле «Бенц», 1910 год.

УменьшитьУменьшить 

    

     Самыми известными соревнованиями, организованными БААК, стали пробеги на приз

Великой Княгини

 Виктории Федоровны,

 супруги Великого Князя

Кирилла Владимировича.

 

Проводились они  в 1912-1914 годах по инициативе клуба (Gro?f?rstin Victoria – Fahrt).

Эти состязания имели международный статус и покровительствовала им также

Великая Княгиня

 Мария Павловна.

Уменьшить 
 

     Первый из этих пробегов проходил 6-9 сентября 1912 года по маршруту Кенигсберг-Ковно-Дюнабург-Рига протяженностью 1034 км. Для рижан эти соревнования начались фактически двумя днями раньше, поскольку из Риги к стаpту в Кенигсберг они ехали тоже организованно. В пробеге учавствовало 24 автомобиля, половина из них из России.

 

 

Уменьшить

Гонщик В. Венцелидис на автомобиле «Мерседес» на финише пробега Кенигсберг-Рига, 1912.

 

     Следующий пробег на приз Великой Княгини Виктории состялся 12-17 июня 1913 года. Он была организован БААК совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, (Kunglina Automobile-Klub Sverige), который представил на гонку три автомобиля «Кадиллак», и проходил по дорогам Швеции. Круговой «русско-шведский» пробег на дистанции 910 км, состоящий из семи этапов, стартовал и финишировал в Стокгольме, УменьшитьУменьшитьк участию в нем были дупущены дорожные автомобили, разделенные по мощности на три класса, по условиям организаторов к состязанию были допущены только члены российских и шведских автоклубов. По завершению пробега были устроены скоростные соревнования на подъем в гору, после чего на стокгольмском стадионе спортсмены состязались в умении и ловкости управления автомобилями. Балтийский Автомобиль и Аэро Клуб организовал перевоз российских спортсменов и их машин на пароходе из Риги в Стокгольм и обратно.

 
Король Швеции
Густав V

Эмблема Королевского
Автомобиль-Клуба Швеции

 

     Представители БААК отличились в этой гонке – Главный Приз Великой Княгини Виктории Федоровны получил Великий Князь Кирилл Владимирович, лично участвовавший в состязаниях на мощной французской машине «Панар-Левассор». Сын вице-президента клуба Г.А. фон Транзе на 30-сильном автомобиле «Опель» получил Второй Приз в общем зачете, а граф фон Эрмес-Берг на «Мерседесе» одержал победу во II категории. В I первой категории победил барон Э. фон Вольф на автомобиле «Бенц», получивший Приз Великой Княгини Виктории Федоровны и Первый Клубный Приз. В III категории, где состязались самые мощные машиы, победу одержал швед Гиленштерн на автомобиле «Минерва». в соревнованиях на подъем в гору главную награду получил член технической комиссии БААК Л. Поссельт на автомобиле «Бенц». Петербургская газета «Вечернее время» отметила: «Пробег оказался во всех отношениях весьма удачным и доставил его участникам немало приятных минут и свежих впечатлений. Русские автомобилисты были буквально очарованы радушным приемом своих шведских коллег. Особое впечатлене произвели посещения древних фамильных замков, где гонщиков встречали потомки славных родов».

     Маршрут последнего пробега на Приз Великой Княгини Виктории проложили большей частъю по дорогам Прибалтики. Напряженная политическая обстановка лета 1914 года не позволила организовать традиционное международное состязание с большим размахом и участием иностранных спортсменов, организаторы наметили маршрут в 1290 верст со стартом в Дерпте через Ригу и финишем в Пскове. Старт был дан 11 июля в предместьях Дерпта. Победителем пробега стал граф фон Эрмес-Берг на автомобиле «Мерседес», он получил Приз Великой Княгини Виктории и Первый Приз в категории I на скоростных заездах в Кроненберге.

 

Уменьшить 
Г.А. фон Транзе за рулём автомобиля «Опель» во время пробега на Приз Виктории Федоровны 1914 года.

На крыле машины установлен флаг Балтийского Автомобиль и Аэро Клуба.

    

В августе 1913 года БААК получил право именоваться Императорским Балтийским Автомобиль и Аэро-Клубом, однако в клубных документах и печатных изданиях этот титул редко использовался.

     Первая Мировая война, названная в России Великой войной и последующие за ней революции и Гражданская война надолго поставили крест на даьнейшем развитии автомобильно-спортивной жизни не только Прибалтийских губерний, но и всей Российской Империи. Весной 1917 года, когда германская армия начала осаду Риги, БААК, как и все другие рижские автомобильные клубы прекратил свое существование.

Уменьшить 
     Уменьшить 
 
 
Уменьшить

Великая Княгиня Виктория Федоровна с супругом,

 Великим Князем Кириллом Владимировичем

 

 

 

 

 

Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича (1876-1938)

работы художника К.Е. Маковского.

 

* Кропоткин Николай Дмитриевич (1872–1937) – сын князя Дмитрия Николаевича, камер-юнкер Высочайшего Двора, вице-губернатор Курляндии, с 1910 года Главный церемониймейстер Высочайшего Двора, с 1912 года вице-губернатор Лифляндии, действительный статский советник. По смерти матери в 1898 года, урожденной графини Ольги фон дер Борх, наследовал ее родовой замок Зегевольд под Ригой. В марте 1899 года внесен в матрикулы Лифляндского рыцарства под № 449 с правом писаться Nikolaus F?rst von Kropotkin. После Гражданской войны эмигрировал в Германию, скончался в Берлине.

 Использованы фотографии из российской прессы 1908-1914 годов и из коллекции автора.

Литература:

A. von Grothuss. Jahrbuch des Baltischen Automobil- und Aero-Klubs. Riga. 1914

Zum 25 j?hrigen Bestehen der Daimler-Motoren-Gesellschaft. Untert?rkheim. 1915

В. Венде. От первого автомобиля до последнего извощика. Таллин. 1990

E. Liepins. Rigas auto. Riga. 1997

Ю.А. Мелентьев. Автомото страсти Российской Имерии. Санкт-Петербург. 2005

A.V. Milkelsaar. V?rumaa auto ajalugu fotodes 1900-1950.a. Tallinn. 2006



 

Великая Княгиня Виктория Федоровна (1876–1936)

[Victoria Melita von Sachsen-Coburg und Gotha].





Заметка о Втором пробеге на приз Великой Княгини Виктории, организованном 12–17 июня 1913 года
Балтийсим Автомобиль и Аэро-Клубом совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, опубликованная в журнале «Огонек»  в августе 1913 года
.




Виликий Князь Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Федоровна на автомобиле «Панар-Левассор».
Старт Второго международного пробега на Приз Великой Княгини Виктории Федоровны. Стокгольм, 12 июня 1913 года.



Председатель технического комитета БААК барон
Фридрих Рудольф Виктор Артур Шульц фон Ашераден
Король Швеции Густав V (Gustaf V) – член Императорского
Балтийского Автомобиль и Аэро-Клуба.


 Людвиг Поссельт с товарищами в Персии у автомобиля «Бенц».

Пробег Рига – Тегеран – Рига, 1912 год.


© Kiriletz (версия 01.06.2010)

Пётр Михайлович Пузанов  |  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ  |  Российский след  |  В. П. Всеволoжскoй  |  Павел Николаевич Беляев  |  Бруно Фарих  |  Водитель Древицкий  |  Красавица Лорелей  |  Василий Солдатенков  |  Эмиль Плюйм  |  Бекель Павел Яковлевич и сыновья  |  Барон фон Мекк  |  Княгиня Долгорукая  |  Самуэль Сурмец  |  Александр Ветчинин  |  Иван Иванович Иванов  |  Балтийский автомобиль и аэро-клуб  |  Позабытый HUPMOBILE  |  История новокузнецкого автомобиля 1  |  Автомобильное наследие Сергея Рахманинова  |  110 лет русскому троллейбусу

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS