Спортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм

Автор статьи: Станислав Кирилец


http://tsar-auto-club.spb.ru/img/0_2.jpghttp://www.tsar-auto-club.spb.ru/static/publishing/kiriletz/pusanoff/image002.jpg
Публикую очередную статью из серии Автомобильная история России. Её автор – Станислав Кирилец, проживающий сейчас в Германии в письме написал мне, что «это уже 4-я статья в "галерее автомобилъной славы России", в написании которых активное участие приняли потомки наших героев, это биографии: П.М. Пузанова, Б.Б. Фариха, Я.И. Древицкого, а теперь и Э.Г. Плюйма. Это здорово, что потомки откликаются!».
Я с ним совершенно согласна. Статья показалась мне интересной. Особенно для тех, кому нравится всё, связанное с автомобилями и историей нашей Родины.

Cпортсмен и коммерсант
Эмиль Густавoвич Плюйм (1888 - 1938)


Автор статьи: Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)



Об этом человеке истoрия сохранила очень мало сведений. Их пришлось собирать по крупицам и они еще далеко не полные. Эмиль Густавoвич Плюйм (Emil Pluym) родился в 1888 году вероятно в Германии, хотя позже, уже в советское время на допросе в НКВД он показал, что родился в Севастополе и происходил из рабочих. Очевидно таким образом он надеялся на смягчение своей участи... Но не будем забегать вперед.
В 1911 году в доме номер 3 на Казанской площади в Санкт-Петербурге открылось "Русско-Aмериканское Торговое Товарищество" (РАТТ). По этому же адресу проживали господа Э.Г. Плюйм и А.М. Беттров, а по соседству, в доме номер 6 проживал Самуил Окс (Samuel Ochs). Вероятно господа А. Беттров, Э. Плюйм, и С. Окс и были организаторами фирмы РАТТ, которая взяла на себя торговое представительство в Петербурге американской автомобильной компании Hupp Motor Co., изготовлявшей машины марки Hupmobile (в то время в России их называли "Гупмобиль" или "Упмобиль").



Рекламa "Русско-Американского Торгового Товарищества",
генерального представителя американской фирмы Hupp Motor Co в Петербургской губернии.



"Русско-Aмериканское Торговое Товарищество" прекратило свою деятельность в конце 1913 года, но сразу же после его ликвидации по тому же адресу на Казанской, дом 3 был зарегистрирован "Торговый дом Плюйм-Окс". Руководили этой фирмой Эмиль Плюйм и Самуил Окс, они продавали в Петербурге и северо-западных регионах России все те же американские "Гупмобили". По статистическим данным автомобилей Санкт-Петербурга в 1910 году в городе был зарегистрирован всего один "мотор" марки "Гупмобиль", в 1911 тоже один, в 1912 три, а в 1913 уже 24 "Гупмобиля" ездили по питерским улицам только в частном владении, не считая казенных машин. Согласно "Автомобильному справочнику С.Петербурга" за 1913 год инженера А.М. Пашкевича, на имя г-на "Плюймъ" (инициалы не даны) по адресу Казанская пл., 3, под номером 1482 был зарегистрирован автомобиль марки "Гупмобиль" с кузовом дубль-фаэтон, 4 цил., 83 х 139 мм, налоговая мощность 12 л.с., номинальная мощность 32 л.с. Точно такой же "Гупмобиль" под номером 1481, по тому же адресу был записан за г-ном Беттровым А.М. Также г-н "Оксъ С.О. " в то время имел такую же машину под номером 239 и был прописан на Казанской пл., 6., что позволяет предположить почти одновременное приобретение одинаковых машин компаньонами.



15 мая 1913 года на Волхонском шоссе, в 5-и верстах от станции Александровская состоялась очередная ежегодная гонка "СПБ. Автомобиль-Клуба" на дистанции одна верста. В категории III дебютировали два "Гупмобиля", представленные фирмой РАТТ под управлением гонщиков Э. Плюйма и А. Гребенщикова. Стартовавший под номером 12 Эмиль Плюйм (Hupmobile R 32 HP (диаметр цилиндра 83 мм, ход поршня 139 мм), прошел одну версту за 45,6 секунд, развив скорость 78,9 верст в час и взял Первый Приз в своей категории. Его коллега Гребенщиков, выступавший на машине Hupmobile R 22 HP (диаметр цилиндра 85,5 мм, ход поршня 86,7 мм) получил памятный жетон, заняв третье место в той же категории. 26 мая 1913 года "СПБ. Автомобиль-Клуб" организовал первую в России "гонку по кругу" на дистанцию в 200 верст. В ней снова приняли участие те же два "Гупмобиля". На этой гонке отличился под стартовым номером 20 Гребенщиков, занявший на модели R 22 HP 1-е место в своей категории и 7-е общем зачете. Он прошел дистанцию за 3 часа 51 мин. и 41 сек., показав среднюю скорость 55 км/ч и получил "Первый Приз за регулярность хода". Эмиль Плюйм на модели R 32 HP под стартовым номером 17 эту гонку не закончил, он сошел с 4-го круга из-за аварии, но на 3-м круге показал довольно хороший для такой машины результат - среднюю скорость 80,7 км/ч, что являлось третьим результатом этого круга. А его "Гупмобиль" был одним из самых слабых автомобилей на этой гонке, конкуренты ехали на специальныx очень мощных гоночных машинах, таких как "Бенц", "Мерседес", "Руссо-Балт", "Эксцельсиор", "Воксхол", "Металлюржик".



Машина Эмиля Плюйма - Hupmobile R 32 HP



А. Гребенщиков на Hupmobile R 22 HP. 26.05.1913. .



До середины 1914 года на рынке автомобилей Российской Империи доминировали германские производители, почти 70% всего российского автопарка было импортировано из Германии. На втором месте были французы, их доля была около 15%. Количество отечественных машин и импорта из Англии, Австро-Венгрии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Испании было незначительно, а американские марки имели не более 0,5% на российском рынке.



С началом Великой войны ситуация в корне изменилась, основной поток импорта пошел из Америки. Петербургский торговый дом "Плюйм-Окс", имевший к тому времени филиал в Нью-Йорке, которым руководил дядя Эмиля Плюйма - Роберт Герхардович Плюйм (Pluym & Ochs Ltd., 120 Broadway, New-York, USA) быстро увеличил свой оборот. По заказам Военного ведомства фирма "Плюйм-Окс" начала массовые поставки в Россию американских легковых и грузовых автомобилей Hupmobile, Mitchell, Pierce-Arrow, Cadillac, National, Scripps-Booth, Saxon, Federal, Ross, Selden, Hurlburt; мотоциклов Harley-Davidson и Henderson; аэропланов Curtiss. Фирма предлагала также большой ассортимент автомобильных принадлежностей, начиная от свечей зажигания и кончая сборными металлическими гаражами из гальванической стали.



В 1916 году Эмиль Густавoвич Плюйм был обвинен в шпионаже в пользу Германии и арестован. Сейчас уже не возможно сказать точно, были ли эти обвинения обоснованы. В то время шла война с Германией и более 300 предприятий, основанных и принадлежавших немцам, были конфискованы Российским правительствoм, а их руководители и сотрудники осуждены как шпионы. Жертвами шпиономании оказались и фирмы некоторых нейтральных, но дружественных Германии стран, как Швеция и Нидерланды. По решению суда Эмиль Густавович был депортирован в Астрахань, однако Торговый дом "Плюйм-Окс" продолжал свою деятельность. В журнале "Автомобиль" до середины 1917 года печатались рекламные объявления фирмы.

* *







Рекламные объявления "Торгового Дома Плюйм-Окс" 1915-1917 годов.



Фотография автомашины "Гупмобиль" из газеты New York Times 1914 года.
С.О. Окс за рулем "Гупмобиля" у ворот Петропавловской крепости в Петербурге.



Прошли годы, Россия пережила смутные времена, отгремели революции и Гражданская война. В 1929 году Эмиль Густавович Плюйм переехал из Астрахани в Баку, где в 1931 году женился на Татьяне Александровне Бартельсен (1912-1954). В 1934 году у них родился сын Эдуард. В Баку Эмиль Плюйм работал консультантом Бюро изобретательства при Совнаркоме Азербайджанской ССР. 13 марта 1938 Э. Г. Плюйм был арестован. Во время ареста у него дома было изъято 14 фотокарточек, паспорт и профбилет, которые позже, после следствия "из-за ненадобности были уничтожены". 9 октября 1938 г. решением Тройки НКВД Плюйм Эмиль Густавович приговорен к расстрелу. 15 октября в 21 ч. 30 м. приговор приведен в исполнение В 1966 году во времена "оттепели" Эмиль Густавович был реабилитирован.
Его единственный сын Эдуард Эмильевич Плюйм воспитывался без отца. После женитьбы Эдуард Плюйм взял фамилию жены - Шергалин. Он живет в Таллине и 33 года проработал в проектном институте ГПИ "Эстонпроект" по специальности «Транспортные системы городов». Внук Эмиля Густавовича Плюйма, Евгений Эдуардович Шергалин проживает в настоящее время в Великобритании.

Автор этих строк выражает Евгению Шергалину и кандидату исторических наук Маммаду Джафарли глубокую благодарность за предоставленный материал!

Иллюстрации из семейного архива Э.Э. Шергалина и из коллекции автора.

© Kiriletz 2007


 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS