Победитель первой „гонки моторов“ в России

Павел Николаевич Беляев

     Один из пионеров автомобильного, мотоциклетного и водномоторного видов спорта в России, гонщик и общественный деятель. Потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга.

 

     На Волхонском шоссе под Санкт-петребургом 11 октября 1898 года, стартуя на французском трицикле «Клеман» (Clement) с двигателем «Де Дион-Бутон» 1,3/4 л.c., (De Dion-Bouton 1,75 CV) Павел Николаевич стал победителем первой «гонки моторов» в России, пройдя дистанцию в 39 верст за 1 час 33 минуты 36 секунд со средней скоростью около 27,3 км/ч, что для того времени и на заснеженной скользкой дороге было довольно не плохим результатом. 2 июля 1900 года Павел Беляев стартовал на бельгийском автомобиле «Вивинюс» (Vivinus) в первых русских соревнованиях по «подъему на холм» около Красного Села, где также занял первое место.

 

 

     Павел Николаевич в 1902 году был среди основателей Санкт-Петербургского Автомо­биль-Клуба (СПАК), а затем в 1905-1912 годы, его почетным членом и председате­лем. В апреле 1903 года группой российских энтузиазтов автомобилизма, срди которых был и Беляев, было основано Российское Автомобильное общество (РАО). С 1904 года Павел Николаевич действительный член Комитета РАО, предсе­датель Соединенной гоночной комиссии и организатор между­народной гонки Москва - Санкт-Петербург, в 1907 году. 19 декабря 1909 года Российскому Автомобильному Общество было пожаловано право именоваться «Императорским» (ИРАО), а в марте 1917 года, после отречения Николая II, от престола, оно было переименовано во Всероссийское Автомобильное Общество (ВАО). В ИРАО и ВАО Павел Беляев до конца его существованияа входил в комитет и был одним из вице-президентов.

     П.Н. Беляев yчредитель кубка собственного имени, для победителей автогонoк на трассе в 39 верст между железнодорожными станциями Александровская – Стрельна – Александровская 9 июня 1904 года, 15 августа 1905 года и 15 августа 1906 года.

     Он выступал в ряде крупных соревнований на мо­торных лодках, которые обычно сам и конструировал, а изготовляла их петербургкая фирма «Старлей-Психо». В 1907 году за­воевал первое место в гонке моторных лодок на призы Его Импе­раторского Высочества Великого Князя Александра Михайловича и Морского ведомства. Во время первой международной автомобильной выставки Санкт-Петербурге в 1907 году Павел Николаевич пожертвовал кубок для участников состязаний мотолодок.

     Беляев один из основных организаторов первых автомобильных выставок в России 1907, 1908, 1910 и 1913 годов и международных гонок между столицами Санкт-Петербургом и Москвой. Один из главных организаторов «дорожного конкурса» по маршруту Санкт-Петербург - Рига - Санкт-Петербург 1909 года, первого пробега на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург – Киев – Москва - Санкт-Петербург 1910 годa и последующих автопробегов на Императорский приз 1911-1912 годoв.

     По данным на 13 августа 1912 года года Павел Николаевич Беляев имел автомобили: (в скобках номерной знак), зарегистрированныe по адресу: СПб, Смольнинский пр., дом 1, a на 1 илюля 1913: СПб, Калашникова наб., дом 86.

· «Фиат» (FIAT) 9 л.с. с кузовом лимузин (27).

· «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) 18 л.с. с кузовом ландоле (28).

· «Бразье» (Brasier) 8 л.с. с кузовом дубль-фаэтон (1001).

 

П.Н. Беляев на трицикле «Клеман», 1898 год.

        

 

После октября 1917 года судьба Павла Николаевича Беляева неизвестна.

Х Р О Н И К А

Первая в России гонка моторов

     Назначенное на 4 октября и отложенное по независящим от Общества велосипедной езды обстоятельствам состязание автомобильных экипажей состоялось 11 октября.

     Эта первая гонка моторов интересна, главным образом, не по тому, что она являлась у нас новинкой, нет, её устройством организаторы хотели решить давнишний вопрос: пригодны ли автомобильные экипажи для быстрой езды по русским дорогам, покрытых снегом?

     На состязание записалось 14 моторов, но на старт на станции Александрово явилось всего семь. Шесть из них по странной случайности были одного типа, одной системы и одной фабрикации - одноместные трехколески-бензомоторы, седьмая была четырехместная коляска с бензиновым двигателем в 6,5 л.с. В виду того что по программе гонки участвовать в состязании могли лишь машины не тяжелее 6 пудов, последний автомобиль, как весящий 52 пуда, шел вне конкурса.

     Дистанция равнялась 39 верстам, от Александрово до Стрельны и обратно. На старте кроме многочисленной публики присуствовали еще председатель О.В.Е. генерал-майор Н.И. Гельмерсен, секретарь Общества д-р В.В. Клименко и член комитета Д.С. Малявко. На повороте в Стрельню контролировали члены комитета гонки Д.К. Ренненкампф, П.А. Орловский и д-р Верекундов.

     В 10 часов 8 минут утра был пущен первый мотор, которым управлял поручик В.И. фон Лоде. Снявшись с места довольно быстро, он, едва отъехал сажень сотню, как вдруг встречная лошадь испугалась, бросилась в сторону, поставив сани поверх полотна узкого шоссе... Произошло столкновение. Длинные ноги спортсмена взметнулиь в воздух, машина перевернулась - ее одно колесо оказалось свороченным... Разумеется, фон Лоде отказался от продолжения гонки...

     В 10 часов 13 минут пустили второго моториста, господина Шнейдерова. Он прошел очень резво и вскоре скрылся за горизонтом... Через две минуты сигнал к отправлению третьего гонщика г-на Степанова. Он прошел тоже очень хорошим ходом и вполне благополучно объехал встретившихся лошадей. Еще через 2 минуты со старта снялся г-н Беляев, фаворит публики. Он приехал на гонку из Царского Села на своем моторе. Отправился в путь весьма резво и чисто. Пятым пошел в 10 часов 19 минут г-н Мази - страшно резвым и ровным ходом.

     Шестым был Альфонс Мерль, француз, прибывший на гонку из Парижа. Энергия, которую он проявил при пуске, многим присуствующим вселила уверенность, что победа будет на его стороне. Через четыре минуты после него пустили громадную колымагу системы Бенца, с рулевым г-ном Лаврентьевым. Четырехместка пошла не бойко, ее черный корпус долгое время не исчезал за горизонтом. Оставшимся зрителям предоставилось в ожидании или идти в станционный буфет, или же созерцать белоснежные поля... Понятно, большинство воспользовалось первым.

     Минут через 45 вдруг послышались тревожные выкрики: "Едут, едут!...". Как это не казалось невероятным, а между тем к старту приближалась первая трехколеска. Шла она очень тихо, везомая педалями рулевого...

     - Мази! - узнали издали зрители. -Ура, Мази!...

     Но на деле вышло совсем не "ура". Мази доехал всего до Кайрова, деревни, отстоявшей от Александрова верстах в 12. Здесь в его моторе свершился какой-то "пустяк", однако переделавший машину из везущеей в везомую...

     Через некоторое время на снежной равнине вдали выделяется черная точка. Она быстро растет, приближается, и вскоре на старте появляется первый моторист - г-н Беляев. Он прибыл в 11 часов 50 минут, употребив на пробег 39 верст 1 час 33 минуты 36 секунд. Беляев рассказывал, что дорога довольно тяжела, но он не обращал на нее внимания и нередко катил по снежным целинам. На подъемах приходилось работать ногами.

     В 12 часов 4 минуты 45 секунд прибыл г-н Степанов. Он также жаловался на подъемы и говорил, что обогнал г-на Шнейдерова еще в первую половину пути. Его пробег занял время - 1 час 49 минут 24 секунды. В 12 часов 6 минут 45 секунд появился А. Мерль. Так как он выехал последним, по учету оказалось, что он употребил на преодоление дистанции 1 час 45 минут 36 секунд, т.е. значительно меньше, нежели г-н Степанов, почему ему и был присужден второй приз. В 12 часов 17 минут приехал г-н Шнейдеров. Он прошел 39 верст в 2 часа 4 минуты. Публика стала уже расходиться, когда на старт прибыл четырехколесный автомобиль. Он употребил на проезд 2 часа 11 минут. Таким образом выяснилось, что снежные дороги не исключают возможности движения по ним автомобильных экипажей, а поэтому и тот взгляд, что будто бы эти полезные повозки непригодны для нашего отечества - оказывается неверным. Нужно принять еще то во внимание, что Волхонское шоссе, по которому производилась первая гонка моторов, не отличается шириной своего полотна и накануне выпавший снег был далеко не укатан, в силу чего сделанное мотористами время можно считать очень хорошим.

     Честь и слава первым участникам этой поучительной гонки, честь и слава энергичным устроителям ее, непощадившим ни своих сил, ни затрат.

     Владимир Анфилов. Журнал "Спорт" 1898 г..

 


 
Беляев за рулем автомобиля "Ришар-Бразье", 1903 год.
 

 
П.H. Беляев (в середине с транспорантом в руке) в составе жюри гонки

на "Приз журнала Автомобиль", 1909 год, слева от него А.П. Нагель.

 

Автор выражает глубокую благодарность за помощь

соратникам – Ю.А. Мелентьеву и В.М. Маслову.

© Kiriletz

«Назад | Вперед »


Пётр Михайлович Пузанов  |  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ  |  Российский след  |  В. П. Всеволoжскoй  |  Павел Николаевич Беляев  |  Бруно Фарих  |  Водитель Древицкий  |  Красавица Лорелей  |  Василий Солдатенков  |  Эмиль Плюйм  |  Бекель Павел Яковлевич и сыновья  |  Барон фон Мекк  |  Княгиня Долгорукая  |  Самуэль Сурмец  |  Александр Ветчинин  |  Иван Иванович Иванов  |  Балтийский автомобиль и аэро-клуб  |  Позабытый HUPMOBILE  |  История новокузнецкого автомобиля 1  |  Автомобильное наследие Сергея Рахманинова  |  110 лет русскому троллейбусу

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS