САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ (СПАК) – один из старейших и влиятельных автоклубов в России, основанный в столице 24.11.1902 на учредительном собрании из 14 энтузиастов автомобилизма и автомотоспорта. Большую организационную работу по созданию клуба провёл А.П. Нагель, который подготовил для обсуждения и зачитал проект устава создаваемого клуба. На втором собрании клуба 09.12.1902 в гостинице «Англетер» был утверждён проект значка клуба. На общем собрании 26.01.1903 членов СПАК в количестве 26 человек был избран временный комитет, в который вошли В.А. Рейс (председатель), В.А. Лебедев и Е.М. Кузьмин. Официально клуб получил право на существование с 26.02.1904 – со дня утверждения устава СПАК; по этому поводу 14 марта состоялось собрание членов-учредителей, а 21 марта – общее собрание (присутствовало 22 человека из 94 членов клуба). В период 1-й Русской революции 1905-1906 гг. активность клуба была слабая, а число его членов стало сокращаться – с 54 членов в 1905 г. до 9 человек к концу 1906 г. С 1907 г. председателем стал П.Н. Беляев и деятельность клуба вновь стала оживать, к концу 1912 г. в клубе состояло уже 80 человек, а к середине 1914 г. число членов СПАК приблизилось к 200 человек. Вступительный взнос в 1905 г. составлял 10 руб., а членский 15 руб в год, с 1907 года взносы были повышены до 15 руб.– вступительный и – 25 руб – ежегодный членский, a с 1916 года вступительный и членские взносы были установлены из-за инфляции до 50 рублей каждый. Изначально клуб имел целью «распространение автомобилей, поощрение автомобильной техники и промышленности, сближение автомобилистов и упорядочение езды по городу», позже цели клуба были значительно расширены.
В начале 1903 г. журнал «Автомобиль» писал: «Как всякий из нас знает, клубы и общества, в том числе и спортивные, могут быть двух родов: действующие и бездействующие. Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб принадлежит к первой категории. У него есть помещение (Невский пр. 61) и гараж на 30 автомобилей». При гараже СПАК находилось «Техническое бюро» – авторемонтные мастерские и агентура по продаже французских автомобилей Renault и бельгийских мотоциклов Sarolea. В техническом отделе «Автомобиль-Клуба» все желающие могли также приобрести различные автомобильные принадлежности и запчасти, аккумуляторы, инструменты, бензин и смазочные материалы; для членов СПАК были предусмотрены значительные скидки.
С 01.09.1907 клуб получил новое помещение в доме 108 на Невском проспекте. В 1910-1911 гг. клуб переехал на Боровую улицу, дом 10. В последующие годы адрес клуба менялся: Владимирский пр. 8, вновь (1914 г.) Боровая, дом 10 квартира 4. Перед революционными событиями в России 1917 г. свою квартиру номер 3 на Литейном проспекте в доме 36, для клуба предоставил А.П. Нагель, здесь также располагалась редакция его журнала «Автомобиль». Дом исторический, здесь жили: Некрасов, Добролюбов, Пирогов, певец Фигнер, о чём свидетельствуют 4 мемориальные доски. Деятельность СПАК благотворно сказывалась на развитии автомобилизма и автомотоспорта не только в столице, но и в целом по России. Проводилось большое число автопробегов и рекордных заездов на верстовых гонках. Основным местом проведения автогонок и ежегодных рекордных заездов служило Волхонское шоссе. Для мотогонок использовался разборный деревянный трек в Михайловском манеже. Активное участие клуб принял в организации и проведении первых в России международных автогонок и международных автомобильных выставок.
Последняя спортивная программа СПАК в сезоне 1914 г. включала: февраль – гонка по льду Санкт-Петербург – Кронштадт; 27 апреля – открытие летнего сезона, товарищеская поездка в имение Рябово; 11 мая – ежегодная традиционная гонка на 1 версту на Волхонском шоссе; 18 мая – международная кольцевая гонка «Большой Приз СПАК»; 24-26 мая – поездка в Гунгербург; 15 июня – товарищеские поездки-прогулки членов клуба; 13 июля – поездка в Финляндию; 20 июля – гонка мотоциклеток; 8 сентября – закрытие сезона, поездка в Павловск.
«Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб» состоял под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича*.
Председательствовали в клубе в разные годы:
владелец фабрики «Титан» В.А. Рейс (1903-1907),
победитель первой в России «гонки моторов» П.Н. Беляев (1907-1912),
известный автомобилист доктор В.П. Всеволожской (1912-1916),
бывший командир 1-й Автомобильной учебной роты, начальник Военной автомобильной школы генерал-майор П.И. Секретев (1917)
и после Февральской революции до конца 1917 гoда снова доктор Всеволожской.
Великий князь Сергей Михайлович
П.Н. Беляев Г.А. Дюперрон В.А. Лебедев
А.П. Нагель В.А. Михайлов С.А. Овсянников П.М. Пузанов
В августе 1914 с началом войны с Германией город Санкт-Петербург был переименован в Петроград и соответственно изменилась эмблема клуба и его название – «Петроградский Автомобиль-Клуб» (ПАК). Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. клуб сыграл большую роль в обеспечении автомобильного обслуживания русской армии, включая формирование санитарно-автомобильных отрядов. В советское время его преемником стал Ленинградский автомотоклуб.
Таблица 1. Состав членов-учредителей СПАК, 1902-1903 гг.
В.А. Рейс – председатель |
П.М. Пузанов |
В.А. Пруссаков |
С.Н. Корибут-Кубитович |
Ф.А. фон Гейман |
Н.Н. Лохвицкий |
К.И. Капустин |
Н.Н. Фигнер |
А.П. Нагель |
В.М. граф Стенбок |
Б.С. Постников |
Н.Г. Кузнецов |
М.А. фон Витт |
П.Н. Беляев |
С.И. Окулич-Казарин |
В.А. Михайлов |
М.Е. Зиман |
Ф.И. Танской |
Г.А. Дюперрон |
Е.М. Кузьмин |
А.А. Марков |
В.А. Лебедев |
Таблица 2. Состав руководящих органов СПАК, 1902-1907 гг.
Руководство клуба: |
Техническая комиссия: |
В.А. Рейс – председатель |
А.А. Коровин |
П.Н. Беляев - товарищ председателя ( |
Б.С. Постников |
Члены комитета: |
Ф.И. Танский |
К.И. Капустин – казначей |
Н.Г. Кузнецов |
В.А. Михайлов – командор |
И.А. Голубов |
С.А. Степанов - секретарь |
Ревизионная комиссия: |
Ф.А. фон Гейман - секретарь |
Ж.Д. Шторн |
А.П. Нагель |
Е.Е. Колесников |
Б.В. Фарих |
П.Н. Терлецкий |
Доктор Всеволожской на автомобиле Pipe и члены президиума СПАК
во время пробега Петербург – Рига – Петербург, 1909 год.
Таблица 3. Состав комитета и комиссий СПАК, 1913 г.
В.П. Всеволожской |
председатель |
Спортивная комиссия: |
Н.И. Котович |
заместитель |
И.Я. Галковский |
председатель |
С.А. Степанов |
секретарь |
А.А. Дерингер |
|
Р.М. Дидерих |
казначей |
Т.Я. Торнтон |
Н.Г. Кузнецов |
командор |
Техническая комиссия: |
А.П. Нагель |
член комитета |
В.П. Всеволожской |
председатель |
Т.А. Балкашин |
член комитета |
Н.Г. Кузнецов |
|
Ревизионная комиссия: |
А.И. Ефрон |
Ф.А. Стивенс |
председатель |
В.А. Зенченко |
Н.П. Головин |
|
В.А. Михайлов |
К.А. Большаков |
В.И. Шишкин |
Е.В. Рожин |
юрисконсульт |
В.Х. Беккер |
П.Г. Кондржевский |
доктор |
|
Таблица 4. Состав комитета и комиссий СПАК, 1914 г.
В.П. Всеволожской |
председатель |
Спортивная комиссия: |
Н.И. Котович |
заместитель |
Н.Г. Кузнецов |
председатель |
С.А. Степанов |
секретарь |
В.И. Шишкин |
|
Р.М. Дидерих |
казначей |
А.Ф. Баталин |
Н.Г. Кузнецов |
командор |
Г.М. Суворин |
А.Ф. Бубырь |
член комитета |
Е.И. Шарко |
Т.А. Балкашин |
член комитета |
М.М. Егоров |
Ревизионная комиссия: |
Техническая комиссия: |
Ф.А. Стивенс |
председатель |
В.П. Всеволожской |
председатель |
Н.П. Головин |
|
М.М. Оганесов |
|
Н.П. Овсянников |
А.И. Ефрон |
Е.В. Рожин |
юрисконсульт |
Ф.Ф. Баталин |
В.В. Моментович |
доктор |
Г.Г. Рейс |
Таблица 5. Состав комитета и комиссий ПАК, 1916 г.
В.П. Всеволожской |
председатель |
Спортивная комиссия: |
Г.В. Босняцкий |
заместитель |
Е.И. Шарко |
председатель |
И.И. Бибиков |
секретарь |
В.И. Шишкин |
|
Р.М. Дидерих |
казначей |
М.М. Егоров |
А.Ф. Бубырь |
член комитета |
Д.Н. Талалаев |
Г.С. Иоаниди |
член комитета |
Р.Ф. Островский |
Д.Н. Талалаев |
член комитета |
А. Рождественский |
М.М. Егоров |
член комитета |
А.Г. Кох |
А.Ю. Дитмар |
член комитета |
Котловский |
Я.М. Берлин |
член комитета |
Дембовский |
Т.А. Балкашин |
член комитета |
Полянский |
Техническая комиссия: |
М.М. Оганесов |
Е.Ф. Климович |
Г.С. Иоаниди |
Ф.Ф. Баталин |
М.Б. Фабрикант |
А.М. Пашкевич |
Л.В. Дехтярёв |
А.П. Нагель |
Н.Н. Пантелеев |
|
Таблица 6. Состав комитета и комиссий ПАК, январь 1917 г.
П.И. Секретев |
председатель |
Спортивная комиссия: |
вакансия |
заместитель |
Н.Г. Кузнецов |
председатель |
вакансия |
секретарь |
Е.И. Шарко |
|
Р.М. Дидерих |
казначей |
Г.А. Суворин |
Н.Г. Кузнецов |
командор |
Ревизионная комисия: |
А.Ф. Бубырь |
член комитета |
Ф.А. Стивенс |
председатель |
Т.А. Балкашин |
член комитета |
А.Ю. Дитмар |
|
Е.В. Рожин |
юрисконсульт |
С.К. Будзынский |
В.В. Моментович |
доктор |
Техническя комиссия: |
В.А. Михайлов |
М.М. Оганесов |
А.М. Пашкевич |
А.И. Ефрон |
*Великий Князь Сергей Михайлович (Сергiй Михаилович)
Романов Сергей Михайлович 1869-1918.
Младший сын Великого Князя Михаила Николаевича, брата ЕИВ Александра II. служил артиллерийским офицером. При Императоре Николае II был генерал-инспектором артиллерии. Сергей Михайлович был близким другом Царя и находился при Государе в ставке до последних дней существования Российской Империи.
20.05.1918 Великий Князь был арестован большевиками и заключен в тюрьме г. Алапаевска Пермской губернии. 18.07.1918 растрелян на шахте Нижняя Селимская в 18 км от Алапаевска и мертвым сброшен в шахту.
ЛИТЕРАТУРА:
Мелентьев Ю.А. Автомотострасти Росийской Империи. СПб. 2005
Пашкевич А.М. Автомобильный справочник СПб 1913 - 1914 гг. СПб. 1914
Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. Москва. 2003
Шляхтинский К.В. Автомобили в России. Москва. 1993
Шляхтинский К.В. Россия: гении и дороги. Москва. 2007
Prinz Heinrich – Fahrt und Bilder aus dem Sportleben 1911. Hannover. 1912
© Melentjew & Kiriletz Публикация 1914 года.
|