РЕКОРДСМЕН РОССИИ ВАСИЛИЙ СОЛДАТЁНКОВ
Автор статьи: Станислав Кирилец






Совсем недавно на сайте
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА 1914 - 1917


года встретила я своего старого знакомого - Станислава Васильевича Кирильца. Мы с удовольствием пообщались и он прислал мне симпатичную свою работу из цикла "Автомобильная история России. Предоставляю её Вашему вниманию



РЕКОРДСМЕН РОССИИ ВАСИЛИЙ СОЛДАТЁНКОВ



     Об этом знаменитом автогонщике Российской Империи написано много. Но практически все публикации не совсем корректны, в них много ошибок, домыслов и спекуляций. В работах советских и российских автоисториков стало уже традицией называть этого человека Александром. Кто первый написал так имя гонщика не известно, но эта версия уже много лет кочует из идания в издание и практически все российские автоисторики ее поддерживают. Правда в последние годы появилась и новая версия - Алексей Солдатенков. В недавно напечатанной книге по истории автомобилей "Мерседес-Бенц" в России, изданной одним из самых авторитетных историков российского автомобилизма, появился даже курьёз, в одной главе черным по белому написано Александр, а в другой Алексей, при этом речь идет об одном и том же человеке.
     Виновниками этой ошибки можно считаь журналистов периода 1900-1917 годов. B то время, как и в нынешнее, некотoрые из них не отличались точностю, свои репортажи писали быстро, зачастую по памяти, не сверяясь с документами и часто допускали опечатки. В прессе тех лет неоднократно поворялись инициалы известного автомобилиста Солдатёнкова - А.В. Господин А.В. Солдатёнков был очевидно старшим братом рекордсмена России, он входил в правление и являлся старшиной и членом гоночной комиссии "Первого Русского Автомобильного Клуба" (ПРАК). Позже, уже в советское время кто-то из публицистов расшифровал букву "А" как Александр, потом кто-то подключил фантазию и, благо бумага все выдержит, родились самые невероятные версии. Все рекорды и победы в автогонках, завоеванне младшим братом, приписывались старшему. Иногда писали, что Александр Солдатенков сын знаменитого купца Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, иногда племянник, а иногда доходило до абсурда - самого "Александра" путали с "отцом и дядей" и утверждали, что этот гонщик и был великий Российский промышленник и меценат.
     Кто же этот спортсмен-aвтомобилист, какова его судьба и где потерялись этапы его биографии?
Рекордсмена России звали Василий Васильевич Солдатёнков! Можно еще понять, что из фамилии известного рода русских купцов и промышленноков Солдатёнковых со временем исчезла буква "Ё", всевозможные официальные и неофициальные реформы русского языка оставили свой след. Но замена имени Василий на Александр или Алексей это банальная ошибка.
     Василий Васильевич Солдатёнков родился в 1879 году, знаменитому меценату Козьме Солдатёнкову, построившему "Солдатёнковскую больницу" в Москве он приходился внучатым племянником. Москвич по рождению, Василий Солдатёнков прожил большую часть своей жизни в Италии. Он был старший лейтенант флота и состоял на службе при Императорском Российском Посольстве в Риме. Уже в молодом возрасте Василий Солдатёнков страстно увлекся автомобилизмом, в 1902 году он прнял участие в гонке по маршруту Стрельня-Гатчина-Стрельня (60 верст) на паровом автомобиле "Гарднер-Серполле" (Gardner-Serpollet), но из-за технической неисправности сошел с трассы. B 1904 году Василий Васильевич приобрел французский гоночный автомобиль "Ришар-Бразье" (Richard-Brasier), на котором принял участие в различных автомобильных состязаниях в России, Италии и Франции. Князь Феликс Юсупов, тот самый, кто убил Распутина, тоже часто ездил "по Европам", из мемуаров Юсупова мы знаем, что его друг Basil Soldatenkoff один раз пригласил его даже в длительную поездку. Hа гоночной машине Солдатёнков привез Князя из Парижа в Санкт-Петербург. По словам Юсупова "Базиль" был страстно и безнадежно влюблен в известную итальянскую актрису Лину Кавальери, ее именем он даже назвал свой автомобиль - "Лина". Эта юношеская любовь длилась не долго, позже Солдатёнков женился не на актрисе, а на княжне Елене Константиновне Горчаковой.


Лина Кавальери (с почтовых открыток 1905 года). 

     Однако любимая "Лина" не подвела Солдатёнкова, много призов и медалeй принесла она своему владельцу. На ней, то-есть на своем Richard-Brasier 40 CV, Солдатёнков 17 мая 1904 года занял первое место в гонках по маршруту Стрельна - Александрвовская - Стрельна (Волхонское шоссе), пройдя 36 верст (38,5 км) за 32 минуты со средней скоростью 72 км/ч. 18 июля того же года на "Верстовых Гонках С.П.Б. Автомобиль-Клуба" там же, на Волхонке он установил новый рекорд скорости России, на своей "Лине" спортсмен прошел одну версту с хода за 36,5 секунд, показав рекордный результат - 99,477 верст в час (101,6 км/ч), тем самым первым в России перешагнул 100-километровый рубеж скорости на автомобиле.



Легернарная "Лина" – автомобиль Richard-Brasier 40 CV.



B.B. Солдатёнков на Renault, 1912 год.



    В 1908 году (по другим сведениям в 1912 году) В. Солдатёнков приобрел гоночный автомобиль "Рено" типа "Гран При", очевидно, тот Renault, на котором в 1906 году Ференц Шиш выиграл "Большой Приз Французского Автоклуба". На этой машине спортсмен установил новый абсолютный Российский рекорд - 17 июня 1912 года в заездах на Волхонке на он прошел одну версту за 26,2 секунды, показав скорость 137,4 версты в час (146,47 км/ч).



B.B. Cолдатёнков и его Renault 105 CV.



     Hаш герой был первым спортсменом, прославившим Россию в европейских автогонках, 19 марта 1907 года он победил на гоночной машине "Бразье 100 л.с." (Brasier 100 CV) на состязаниях в Вероне (Verona Sprint, Италия) - занял первое место в скоростных заездах на дистанции 5 км (время 2 минуты, 10,4 секунды) и на дистанции 1 км (время 26,4 секунды).
     Одним из самых выдающихся успехов Василия Солдатёнкова было третье место, занятое им в престижной международной гонке "Тарга Флорио" (Targa Florio) на острове Сицилия 14 мая 1911 года. Там на автомобиле "Мерседес" он прошел дистанцию 446,469 км за 10 часов, 23 минуты и 23 секунды со средней скоростью 42,971 км/ч. После этого успеха имя Basilio Soldatenkoff (так написано в протоколе гонки "Тарга Флорио") узнала вся автомобильная Европа. Василий Солдатёнков единственный русский гонщик, добившийся значительных успехов (призовых мест) в кольцевых гонках и рекордных заездах за границей.



Солдатёнков на старте гонки "Тарга Флорио", Италия 1911 год. На его автомобиле Mercedes 15/20 PS укреплена эмблема ИРАО –"Императорского Российского Автомобильного Общества", членом которого гонщик являлся.
Такой же шильд был установлен и на его гоночном "Рено".


     В 1912-1913 годах член "Императорского Российского Автомобильного Общества" Василий Васильевич жил в Италии и Франции, в Санкт-Петербурге и Москве.
     По данным "Автомобильного Справочника" инженера А.М. Пашкевича, в Петербурге в 1912 году под регистрационым номером 1206 на имя его старшего брата A.B. Солдатёнкова по адресу ул. Фурштадская, д. 60 был записан гоночный автомобиль "Рено" мощностью 47 л.с. (это так-называемая "налоговая мощность", номинальная мощность этого болида была 105 л.с.). В регистрационных списках по Санкт-Петербургу на 01.07.1913 эта машина уже отсуствовала. Вероятно она была продана, как раз в это время в журнале "Автомобилист" было напечатано объявление о продаже такого "Рено". След этой машины теряется в Москве.
     После октябрьского переворота 1917 года, Василий Васильевич эмигрировал в Италию, он скончался в Риме в 1944 году и похоронен на кладбище Тестаччо.





B.B. Солдатёнков за рулем автомобиля Renault 105 CV. Волхонка, скоростные заезды 1912 год.





Официальная таблица рекордов скорости России поставленых на верстовых гонках
Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба с 1902 по 1913 год.
Из "Автомобильного Справочника" инженера А.M. Пашкевича, 1914 г.



Фотографии из российской автомобильнй прессы 1904-1913 годов и из коллекции aвтора.


© Kiriletz




«Назад | Вперед »


 

11.12.08 | 16:56:59






Количество посещений счетчик посещений

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS