Пётр Михайлович Пузанов

Авторы статьи: С. Кирилец и И.Яковлева


* * *




     История этой моей публикации такова: кажется, в октябре 2007 года я опубликовала  свои заметки о потомках знаменитого металлурга Павла Петровича Аносова, одним из которых является мой муж. Дедушка моего мужа – Пётр Михайлович Пузанов – внук Павла Петровича Аносова – один из первых автомобилистов Российской империи. Я писала об этом достаточно вскользь, на тот период у меня не было достаточно подробных материалов. И тем не менее этой информацией заинтересовались в Царскосельском клубе Российских автомобилистов, который не так давно (спустя почти столетие) снова начал свою работу. Завязалась переписка с одним из журналистов – специалистов по истории автомобилизма в России. Это очень интересный человек, в прошлом - гонщик, по настоящему увлечённый восстановлением правды обо всех представителях российского автомобилизма в на рубеже XIX - ХХ века. Я с большим удовольствием сотрудничала с ним и теперь представляю Вашему вниманию нашу совместную статью. Она появилась на сайте Царскосельского клуба Российских автомобилистов в январе 2008 года. С согласия моего соавтора публикую здесь эту статью и открываю рубрику «История автомобилизма в России»


И.М.Яковлева

Там, за Нарвской заставой...
Пётр Михайлович Пузанов
1862 – 1935





    Автомобильная история России существует немногим более 100 лет. Это по историческим меркам совсем мало. Сколько в ней белых пятен и загадок! Сколько интересных подробностей стёрты временем! Данные из автомобильной прессы Российской Империи и работ советских публицистов, на которые опираются историки отечественного автомобилизма, очень скупы и часто просто не точны. Всего одно столетие, но уже многое забыто... Так хочется сохранить для потомков всё, что возможно, всё, что достойно памяти.
Восстанавливая российскую автоисторию, исследователи вынуждены по крупицам собирать материал, используя иногда самые разные источники, зачастую далекие на первый взгляд от автомобилизма. Иногда такие неожиданные свидетельства дают интересные результаты. Не редко помощь в изучении автоистории нашей Родины оказывают исследователи российской генеалогии, среди которых встречаются и прямые потомки пионеров российского автомобилизма.
     Этот краткий очерк о Петре Михайловиче Пузанове является также совместной работой любителя автомобильной истории и генеалога-любителя.
     Волею судьбы авторы этих строк С.В. Кирилец и И.М. Яковлева оказались земляками. Когда-то тот и другая жили за Нарвской заставой города Ленинграда, а сейчас их разделяют тысячи километров от Германии до Абхазии.
     Там, за Нарвской заставой... Там был построен знаменитый Путиловский завод, там были пригородные поселки, давно уже ставшие городскими районами Санкт-Петербурга - Автово, Дачное, Лигово... Оттуда рукой подать до Стрельни и Красного Села, рядом находится знаменитое Волхонское шоссе, где проходили самые первые в России автомобильные гонки, там жили многие пионеры русского автомобилизма... Там, за Нарвской заставой зарождалась автомобильная слава Российской Империи!
     До сих пор автомобильная история нашей страны имела очень мало фактов об одном из пионеров российского автомобилизма - Петре Михайловиче Пузанове. - так Ирина Михайловна Яковлева, соавтор этих строк и супруга Владимира Владимировича Абрашкевича, внука П.М. Пузанова, назвала серию своих очерков о своих предках и предках своего мужа. Ее "капризы" открыли нам еще одну страницу автомобильной истории Отечества.

     Имя знаменитого русского металлурга - "отца русского булата" Павла Петровича Аносова (1797-1851) золотыми буквами вписано в историю России. Мы хотим туда же вписать и имя одного из его внуков!
     У Павла Петровича Аносова от брака его дочери Марии Павловны с горным инженером Михаилом Михайловичем Пузановым (1828–1886?) было 7 внуков – Софья (1855), Михаил (1857–1915), Павел (1858–1920), Владимир (1860), Пётр (1862–1935), Мария (1864, в замужестве – графиня О’Рурк), Сергей (1869–1916?).
     Один из них - Пётр Михайлович Пузанов, потомственный дворянин, в самом начале своей карьеры - титулярный советник, окончил Санкт-Петербургский практический технологический институт в 1889 году. С 1894 года служил инженером-технологом на Санкт-Петербургско-Варшавской ж.д., был помощником начальника, а вскоре и начальником 1-го участка службы подвижного состава и тяги Варшавской ж.д. Затем Пётр Михайлович поступил на должность инженера-проектировщика паровозов на Путиловский завод и долгое время возглавлял там КБ паровозостроения. В браке с Ольгой Николаевной, вдовой дворянина Еропкина, имел дочерей – Варвару (1899), Елизавету (1901) и Марию (1905).
     По словам младшей дочери Петра Михайловича - Марии Петровны Пузановой (01.08.1905 - 18.08.1973), ее отец был "инженером милостью Божьей". Он был одним из первых автомобилистов Российской Империи.
     При своем доме в Дачном Пётр Михайлович Пузанов имел небольшую мастерскую. В конце 90-х годов ХIХ века Пузанов приобрел у известного петербургского "моториста" А.А. Абрикосова французский трикар (трехколесный автомобиль) марки "Леон Боллее" (Leon Bolleй) с 1-цилиндровым мотором мощностью 3 л.с., вероятно выпуска 1895 года. Эту машину Пётр Михайлович подверг кардинальной модернизации. Собственными руками им были сделаны следующие изменения: увеличение диаметра и ширины заднего колеса, установка эластичных рессор на всех колёсах, переделка сиденья, увеличение передачи и диаметра цилиндра двигателя. Это повысило мощность с 3 до 4 л.с. Было внесено и много мелких усовершенствований. Это по существу был первый в России засвидетельствованный факт специальной подготовки (переделки) автомобиля для участия в спортивных соревнованиях. П.М.   Пузанов участвовал на своей машине в июле 1901 года в гонках по маршруту Луга - Петербург, а 25 августа 1902 года, выступая на состязаниях, организованных петербургским журналом "Самокат" по маршруту Стрельна - Красное Село – Стрельна на дистанции 28 вёрст, он стал призером этой гонки, заняв второе место. Его трикар был записан в стартовом протоколе под маркой "Болле-Пузанов".

Уменьшить

Пётр Михайлович за рулем своего трикара "Болле-Пузанов" с матерью своей - Марией Павловной, женой - Ольгой Николаевной
и первой дочерью - малышкой Варенькой на руках. На обороте снимка надпись: "Группа снята 20 января 901 г."


  Постоянно принимая активное участие в автомобильной жизни столицы, Пётр Михайлович Пузанов в 1902 году стал одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК).



Анонс о продаже трикара Пузанова.
Журнал "Самокат", 1903 год.



    Свою вторую машину - 4-х колесный автомобиль с открытым кузовом дубль-фаэтон, 2-цилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. Пузанов собрал в своей мастерской из импортных частей французской фирмы "Гоброн-Брийе" (Gobron-Brilliй) уже в 1903 году. На этой машине так же нашли место многочисленные усовершенствования конструкции. Тогда же Пузанов пытался продать свой трикар, о чем свидетельствует объявление в петербургском журнале "Самокат", но автомобиль не был продан. K тому времени он устарел и, очевидно, не нашёл своего покупателя… А может быть Пётр Михайлович раздумал продавать своё первое детище…

     Второй автомобиль Пётр Михайлович использовал очень долго. В "Автомобильном справочнике Санкт-Петербурга 1913/14 гг." инженера Пашкевича этот "Гоброн" был зарегистрирован на имя П.М. Пузанова под номером 1029. По свидетельствам потомков Петра Михайловича, эта машина эксплуатировалась вплоть до конца его жизни, середины 30-х годов XX века. Видимо, золотые руки мастера позволяли держать автомобиль так долго на ходу.



Петр Михайлович с матерью - Марией Павловной и дочерьми - Варварой, Елизаветой и Марией.
Снимок 1908 года.
Автомобиль "Гоброн-Брийе-Пузанов 5 л.с.".



     После октябрьской революции Петр Михайлович Пузанов продолжал работать на Путиловском (позже Кировском) заводе. В 1933 (возможно 1934) году он был арестован оргнами НКВД. Разумеется, кроме дворянского происхождения, никакой вины за ним не было. В 1935 году, после многочисленных ходатайств родственников тяжело больной Петр Михайлович был отпущен на свободу и вскоре скончался. Он похоронен на Красненьком кладбище в Автово. Эта информация от сына старшей дочери Петра Михайловича – Андрея Николаевича Алексеева из его статьи «Корни и ветви». Он стал социологом и тоже с большим вниманием относится к сохранению памяти об ушедших поколениях своих предков.
     А семья Петра Михайловича после его смерти продолжала жить в Дачном на улице III-го Интернационала. 10 июля 1941 года дом Пузановых был разрушен прямым попаданием немецкого снаряда. Уезжавшая в эвакуацию последней, младшая дочь Петра Михайловича, Мария Петровна Пузанова с двухлетним сыном Владимиром на руках, после очередного взрыва, обернувшись, увидела на месте их дома взметнувшуюся тучу пыли и огня...
     К началу Великой Отечественной войны в гараже Пузановых еще стояли оба автомобиля. После войны рама одного из них (вероятно, трикара) валялась в развалинах гаража, а руль второго торчал в пруду перед Меньшиковским дворцом (на развилке Петергофского и Таллинского шоссе. Место это называлось Привал).



Дом Пузановых в Дачном.



П.М. Пузанов в кругу своей семьи. 1928 год.



    Станислав Васильевич Кирилец, соавтор этой статьи, поселился с родителями на той же улице III-го Интернационала в Дачном в 1965 году в возрасте шести лет. Но только сейчас, спустя более чем 40 лет, волею случая, он узнал, в каком, по своему знаменитом месте жил с детства.
    После войны семья Абрашкевича-Пузановой (младшей дочери Петра Михайловича - Марии Петровны и ее супруга) опять жила за Нарвской заставой, но уже в Автово.
   Любовь к автомобилям в семье Пузановых перешла по наследству. Две его дочери Мария и Варвара были тоже автомобилистками.



Мария Петровна Пузанова за рулем своей "Победы", 1969 год.

Иллюстрации из архивов В.В. Абрашкевича, А.Н. Алексеева и С.В. Кирильца.
Авторы этой статьи благодарят за предоставленную информацию
А. Алексеева, А. Козлова и Е. Заблоцкого!


© Jakowlewa & Kiriletz, 2008

Станислав Кирилец

Пётр Михайлович Пузанов  |  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ  |  Российский след  |  В. П. Всеволoжскoй  |  Павел Николаевич Беляев  |  Бруно Фарих  |  Водитель Древицкий  |  Красавица Лорелей  |  Василий Солдатенков  |  Эмиль Плюйм  |  Бекель Павел Яковлевич и сыновья  |  Барон фон Мекк  |  Княгиня Долгорукая  |  Самуэль Сурмец  |  Александр Ветчинин  |  Иван Иванович Иванов  |  Балтийский автомобиль и аэро-клуб  |  Позабытый HUPMOBILE  |  История новокузнецкого автомобиля 1  |  Автомобильное наследие Сергея Рахманинова  |  110 лет русскому троллейбусу

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS