Статья "К 100-летию А.А.Яковлева"

Автор публикации: Ирина Михайловна Яковлева

Эту статью я (Ирина Михайловна Яковлева) нашла в интернете 10.12.2005. Со смерти моего дедушки Александра Александровича Яковлева тогда прошло уже больше 50 лет, а память об архитекторе жива. Приятно! Публикация точно повторяет статью "К 100-летию со дня рождения архитектора А.А. Яковлева" (1979), которую прислал мне Миша, брат мой, из Питера. Теперь она уже напечатана к 130-летию со дня рождения архитектора А.А. Яковлева.



     Одной из важнейших задач советской архитектуры во все периоды ее развития было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. Задача эта всегда была сложной и трудной. Она трудна и сейчас, когда имеются и накопленный опыт, и научные разработки, и экспериментальное строительство. Но в первый период развития советской архитектуры она была неизмеримо труднее - не было ни опыта, ни знаний, ни уменья. В Нижнем эта работа легла на плечи Александра Александровича Яковлева, который более четверти века был одним из ведущих архитекторов города.
     Путь развития советской архитектуры не был прямолинеен, и, естественно, это сказывалось на работе архитекторов, в том числе и А. А. Яковлева. Но у Александра Александровича была своя творческая индивидуальность, которая влияла и на творчество других архитекторов города. Поэтому его долголетняя работа заслуживает внимательного изучения.
     Александр Александрович Яковлев родился 11 января 1879 года (23 января по новому стилю) в Петербурге. Отец умер, когда сыну было 9 лет. Мальчик воспитывался матерью на ее скудную пенсию. После окончания реального училища в 1898 году он поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1903 году получает звание архитектора-художника.
     После отбывания в течение года воинской повинности в инженерных войсках А.А. Яковлев уезжает в Болгарию, где в Софии по проекту архитектора А.Н. Померанцева в память 200 тысяч русских воинов, отдавших свою жизнь за освобождение Болгарии от пятивекового османского ига, строится храм-памятник - собор Александра Невского.

Архитектор Александр Александрович Яковлев (ст.)



Открытка послана из Болгарии в Россию в момент строительства (в 1912 году)

     А.А. Яковлев работает на этой постройке в качестве помощника проф. Померанцева, занимается деталировкой проекта и ведет контроль за строительством. Работа под непосредственным руководством крупного архитектора сыграла большую роль в формировании А. А. Яковлева как архитектора и строителя.

     Живя в Болгарии, он, кроме того, строит церковь при Российском посольстве, участвует в конкурсах (получил шесть премий), проектирует и строит особняки, доходный дом и здание городского детского приюта (по конкурсу).
     За время учебы и жизни в Болгарии, Александр Александрович совершает путешествия в Италию, Германию, Швейцарию, Венгрию, Австрию и Турцию (Константинополь). Знакомство с архитектурными памятниками этих стран, зарисовка их содействуют общему росту его архитектурной культуры.

В 1912 году с окончанием строительства собора в Софии А. А. Яковлев возвращается в Петербург. Здесь он строит пятиэтажное здание приюта для детей.



Здание приюта для дефективных детей, строительством которого руководил А.А.Яковлев.
Большая Белозёрская ул.д.1 (теперь ул.Воскова д.1)


     Кроме того, проектирует и строит (в Йзварах, близ Гатчины) земледельческую колонию на 200 воспитанников: шесть корпусов-общежитий, здание школы с мастерскими, три завода - кирпичный, известковый и деревообделочный, церковь.

Уменьшить

Церковь иконы Казанской Божьей матери в имении Извары.


     В 1914 году по мобилизации он был направлен на Охтинский военный завод, а с 1917 года работает на Кулебакском горном заводе. Там он заведует строительно-хозяйственным отделом и одновременно занимается архитектурным проектированием.
     С 1920 года работает заведующим техническо-производственным отделом Выксунского завода.
От этого первого периода деятельности (1904-1923 гг.) А. А. Яковлева не осталось, к сожалению, достаточного материала для описания и анализа его архитектурного творчества. Кроме того, этот период включает империалистическую и гражданскую войны, годы восстановления народного хозяйства, когда деятельность в области архитектурного проектирования была очень слабой.
     В 1924 году Александр Александрович был приглашен на должность заведующего техническо-строительной частью Нижегородского губернского коммунального отдела. К приезду в Нижний он имел за плечами большой жизненный и профессиональный опыт: в 1924 году ему было уже 45 лет. В городе в то время работали опытные архитекторы, начавшие свою деятельность еще задолго до Октябрьской революции: Е. М. Мичурин, П. А. Домбровский, В. А. Чистов, А. Н. Полтанов, Г. В. Гребер и другие. Приезжают и молодые архитекторы, закончившие советские архитектурные вузы, - Ф. Н. Ломунов, В. И. Вагин, В. В. Медведев. И хотя А. А. Яковлев не был известен в Нижнем ранее, однако очень скоро он стал ведущим архитектором города.
     И когда в конце 1925 года было решено строить первый в послереволюционное время большой жилой дом, проектирование его было поручено А.А. Яковлеву. Постройка этого дома была важной вехой в истории строительства города. Страна быстро наращивает темпы развития народного хозяйства. В Москве, Ленинграде переходят от постройки одноэтажных домов к возведению капитальных зданий. В Москве начали строиться кварталы Усачевки и Дубровки, в Ленинграде - Тракторная улица и Палехский массив. В Нижнем наиболее крупной постройкой того времени был Ленинский городок из ста четырехквартирных деревянных двухэтажных домов в районе современной улицы Октябрьской революции. Строительство первого многоэтажного дома знаменовало собою переход на более высокую ступень - это была уже капитальная городская постройка.



На фотографии - жилой дом на углу улиц Пискунова и Дзержинского



     После длительных поисков был выбран участок на пересечении улиц Алексеевской (ныне ул. Дзержинского) и Осыпной (ныне ул. Пискунова). Здесь находился высыхающий Черный пруд. При постройке дома он подлежал засыпке, на его месте было предложено разбить сквер.
Запроектированный А. А. Яковлевым дом имел четыре этажа с небольшой башенкой на углу высотой в один этаж.
     Первый этаж был занят шестью магазинами, разделенными входами в лестничные клетки. В трех верхних этажах располагались 30 квартир - 24 квартиры трехкомнатные (жилая площадь 56-58 кв. м) и 6 квартир двухкомнатных (жилая площадь 31 кв. м). Все квартиры имели просторные прихожие, кухни, кладовые при кухне, ванную и туалет.
     При оценке архитектурных форм этого здания надо вспомнить, на каком уровне в то время находилась советская архитектура.
     Началось массовое строительство, и архитекторы воспрянули после нескольких лет бездействия.

     Это была пора поисков новых форм, пора острых дискуссий и споров между представителями различных, иногда диаметрально противоположных по характеру архитектурных направлений. Творческий диапазон архитекторов того времени был необычайно широк, и человеку, живущему на периферии, да еще при полном отсутствии периодической литературы по архитектуре, трудно было ориентироваться. Немудрено, что фасады чернопрудского дома носят в какой-то степени характер эклектичности: тут и элементы упрощенной классики, и отзвуки модерна. Разорванный карниз, частые вертикальные членения дробят фасад.
     Но если с точки зрения архитектурных форм этот дом не стал сооружением, определившим дальнейшие пути развития нижегородской архитектуры, то значение его как первого капитального жилого дома, построенного после революции, было велико. На протяжении двух лет строительству этого дома "Нижегородская коммуна" посвящает несколько статей под такими заголовками: "Постройка громадного дома горкоммунотдела в Нижнем", "В чернопрудском небоскребе" и т. д.  

Уменьшить
      А. А. Яковлев уделял много времени и сил строительству этого дома. Как сотрудник Нижкомхоза он практически выполнял и проектные, и производственные, и снабженческие функции, связанные с постройкой дома. Сам делал рабочие чертежи (фундаменты, столярные изделия, планы перекрытий и т. д.), ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам и снабженческим организациям, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан в эксплуатацию к 10-й годовщине Октября.

     Распределению квартир и заселению дома придавалось большое значение. Списки лиц, которые должны были получить ордера на новые квартиры, были опубликованы крупным шрифтом в газете. Из 45 вселяющихся семей 33 были семьи рабочих и 5 - военнослужащих. Нельзя не удержаться от того, чтобы не привести строки из газетной статьи, где трогательно наивно описывается впечатление от новых квартир: "...205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом.
     Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.
     Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.
     Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".
     Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная". ("Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября).
     Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, будет вполне понятна, если представить, в каких условиях они жили ранее. В газете приводится ряд примеров: Павлычев, рабочий трамвайного парка, жил до этого в Кремле, под соборной колокольней; Мокеев, машинист Московско-Казанской железной дороги, жил в теплушке, и т. д.
     В 1927 году, когда постройка чернопрудского дома была в разгаре, Александр Александрович начинает проектировать комплекс жилых домов на углу улиц Дзержинского и Грузинской. На этом участке было запроектировано и построено пять примерно одинаковых по габариту четырехэтажных домов. За два прошедших года общая творческая направленность советской архитектуры изменилась.
     В 1925 году было основано Общество современных архитекторов (ОСА), через год стал издаваться журнал "Современная архитектура", пропагандировавший идеи конструктивизма, и к 1927-1928 годам конструктивизм стал практически господствующим течением в советской архитектуре.
     Это сказалось и на творчестве А. А. Яковлева. Здания на Грузинской улице уже значительно отличаются от чернопрудского дома. Архитектура более простая и в то же время более ясная, четкая.


Здание НИИ травматологии и ортопедии (бывш. школа им. 10-летия Октября)
на Верхне-Волжской набережной



     Надо сказать, что А. А. Яковлев не был cторонником крайностей, характерных для "левых" конструктивистов. Он старался хотя бы минимальными средствами создать пластически выразительную архитектуру. Выступы, горизонтальные тяги, формы оконных проемов в лестничной клетке - все эти средства автор использует при проектировании фасадов.
     К сожалению, два последних дома из общего комплекса (южный и восточный), которые строились уже в 1929 году, претерпели изменения по сравнению с первыми - их фасады упрощены: исчезли горизонтальные тяги и выступы со стороны, противоположной лестничной клетке. Интересна планировка земельного участка этих домов, которая решается совершенно по-иному, чем это делалось в дореволюционное время. Здесь нет ни тесных дворов, лишенных зелени, ни замкнутой периметральной застройки с непроветриваемыми углами. Планировка напоминает в какой-то степени элементы современных микрорайонов: есть и общие детские площадки, и места для отдыха жителей, и озеленение. Таким образом, решение генерального плана участка - это первый, хотя и небольшой шаг по пути перестройки старого города.
     В эти же 1927-1928 годы А.А. Яковлев проектирует и строит школу на Верхне-Волжской набережной (в настоящее время в здании расположен институт травматологии и ортопедии). Это здание по архитектуре близко к домам по Грузинской улице. Формы очень простые, средства пластической обработки также очень ограниченны - горизонтальные полосы, небольшое количество пилястр. Фасады асимметричны. Над лестничной клеткой запроектирована площадка для наблюдений, что вносит некоторое разнообразие в решение фасада.

 

 Ниже сегодняшний вид этого здания.

Уменьшить


     Кроме перечисленных сооружений, А. А. Яковлев в конце 20-х - начале 30-х годов проектирует еще ряд зданий, которые по своему архитектурному уровню стояли близко к описанным выше. К 10-летнему юбилею Октябрьской революции городскими организациями было принято решение построить памятник В. И. Ленину на месте баррикадных боев 1905 года, на улице Коминтерна, около школы им. Баррикад. Проектирование памятника было поручено А. А. Яковлеву. Все работы по проектированию и строительству были выполнены в течение сентября - ноября 1927 года.



     При чрезвычайно ограниченном времени для строительства трудно было сделать индивидуальную скульптуру. Поэтому была применена повторная отливка скульптуры памятника В. И, Ленину перед Смольным в Ленинграде; автор ее - скульптор В. В. Козлов. Из-за ограниченности сроков и размеры памятника были приняты небольшие, но этот памятник дорог сормовичам как память о революционных боях, вдохновителем и организатором которых был В.И.Ленин.
     В 1930 году был объявлен конкурс на проект памятника героям и жертвам революции 1905 года.
     А. А. Яковлев участвовал в конкурсе и получил за свой проект первую премию. На основе конкурсного проекта он разрабатывает проект памятника, который был установлен на площади Свободы. Памятник решен в простых, но выразительных формах. Тема скорби читается в нижней части памятника (камни, напоминающие элементы баррикад, с фамилиями погибших борцов за революцию). Этот мотив динамическим нарастанием объемов переходит в тему борьбы и завершается вертикальным объемом.


Сегодняшний вид памятника .


     На нем мозаичное панно с изображением восставшего народа. Памятник на площади Свободы является одним из лучших произведений А. А. Яковлева. Автор здесь выступает и как архитектор и как художник.
     В 1933-1935 годах творческая направленность советских архитекторов меняется. Был выдвинут лозунг освоения классического наследия. Но новые тенденции определяются не сразу. Эта неопределенность ощущается и в работах А. А. Яковлева.



Проект Здания общежития института инженеров водного транспорта (ГИИВТ) с кинотеатром. 1934 год.
Проект реализован. Кинотеатр «Рекорд» до сих пор существует.
Именно там планируется очередная всероссийская генеалогическая выставка в 2009 году.



Сегодняшний вид кинотеатра "Рекорд"
 

     В 1933-1934 годах А. А. Яковлев проектирует ряд зданий: гостиницу в Сормове, студенческое общежитие Института инженеров водного транспорта (Дом студента) на улице Пискунова, жилой дом ГИИВТа на Трудовой. Все эти здания носят черты переходного периода.



Жилой комплекс на углу улиц Коминтерна и XXII партсъезда.

     В 1935 году он получает задание запроектировать комплекс жилых домов на Сормовском шоссе (ныне - угол ул. Коминтерна и ул. XXII партсъезда). Задача эта была очень ответственная и сложная. Шоссе в этом районе было застроено в основном промышленными предприятиями, которые выходили на линию застройки преимущественно своими заборами. Здесь пересекались магистральные улицы.
     С градостроительной точки зрения нужно было запроектировать такой комплекс, который "держал" бы значительный участок Сормовского шоссе и играл бы роль композиционного центра района. А. А. Яковлев прекрасно справился с этой задачей. Общее композиционное решение комплекса, наличие повышенной части на углу, очень крупный рисунок архитектурных деталей - все это создает впечатление монументальности. 

Уменьшить

     Несмотря на то, что за прошедшие более чем 40 лет в этом районе было построено несколько больших зданий, комплекс, запроектированный А. А. Яковлевым, продолжает играть роль архитектурного центра района. Обращает на себя внимание прорисовка архитектурных деталей.

     В 1935-1936 годы в советской архитектуре стали уже широко применять классические формы. Легко было впасть в соблазн - запроектировать и пышную колоннаду, и богатый карниз. Но автор пошел по другому пути. Все архитектурные формы хотя и носят классический характер, но очень лаконичны и строги, а профилировка их крупная, Это сделано с учетом градостроительных особенностей участка - здания могут просматриваться издалека.




     При проектировании этого комплекса проявились две характерные черты творчества А.А.Яковлева: во-первых, общая строгость, сдержанность его архитектурных работ, отсутствие крикливости и резких шатаний в творческой направленности, во-вторых, тщательный учет градостроительных особенностей участка. 
     В 1936-1937 годах Александр Александрович проектирует и строит здание, играющее важную роль в его творческой биографии - жилой дом облисполкома (ул. Минина, д.1). Здесь также необходимо отметить, что автор учел градостроительные особенности участка. Требовалось запроектировать шестиэтажное здание на площади, где были расположены дома в 2-3 этажа, часть из которых являлась памятниками архитектуры (бывш. семинария), а некоторые в силу относительно высокого качества архитектуры не подлежали в дальнейшем сносу или надстройке (Дворец труда, корпус мединститута).

     
Уменьшить

     Постановка нового шестиэтажного здания по красной линии нарушила бы цельность площади, и Александр Александрович ставит здание с отступом от площади - в этом случае оно не спорит со старыми домами.



Cтанция "Родина" детской железной дороги.

     К числу лучших работ Александра Александровича следует отнести и здание станции "Родина" детской железной дороги. Здесь перед архитектором стояла задача - с одной стороны, найти какие-то оригинальные формы здания с учетом того, что здание строится для детей, а с другой стороны, надо было "войти" в ансамбль, не "перекрикивая" рядом стоящего Дворца культуры им. В. И. Ленина. А. А. Яковлев хорошо справился с этой задачей. Цилиндрическая часть здания станции с изящными классическими деталями и с фигурами пионеров в верхней части привлекает к себе внимание и интересным объемным решением, и тщательной прорисовкой деталей. В целом же здание носит все же подчиненный характер в общем ансамбле площади.

     За период 1935-1941 годов А. А. Яковлев выполнил еще ряд проектов, осуществленных в натуре: жилой дом на Ошарской улице (напротив хлебозавода), три жилых дома на Верхне-Волжской набережной (между улицами Провиантской и Фрунзе), здание школы советского строительства (ныне общежитие Высшей партийной школы, пр. Гагарина, №10), жилой дом завода им. М. А. Воробьева на ул. Октябрьской революции и т. д. 


Уменьшить


     Великая Отечественная война резко изменила характер творческой деятельности архитекторов.      Проектирование бомбоубежищ и маскировки важных промышленных объектов - вот основные виды их деятельности в военный период. Однако еще во время войны было начато проектирование и строительство монументальной лестницы у памятника В.П.Чкалову.
     Проектирование велось авторским коллективом в составе Л. Руднева, В. Мунца и А. Яковлева. Двое из этого коллектива - москвичи, и естественно, что львиную долю проектной работы принял на себя Александр Александрович. Нужно было "положить на рельеф" лестницу, проработать все детали, руководить составлением архитектурных и конструктивных рабочих чертежей и, наконец, вести авторский надзор в продолжение всех лет строительства. По проекту верхняя часть лестницы решена двумя кругами (в плане), а нижняя - прямыми маршами. Разнообразие приемов делает лестницу в целом живописной. При спуске по верхней части лестницы открываются великолепные заволжские дали.


 
     Впечатление усиливается тем, что при движении по кривой эти далекие перспективы все время меняются. Проектирование и строительство лестницы продолжалось несколько лет и было закончено в 1949 году. 


 

     С окончанием войны начинается срочное восстановление разрушенных городов. В этой работе принимала участие вся страна. На горьковский трест Облпроект было возложено проектирование восстановления ряда зданий в разрушенном фашистами Смоленске.

Уменьшить 

Проект жилого дома в г. Смоленск дом 28-30 по Б. Советской улице . Проект реализован.
Стоит этот дом в центре Смоленска


     Руководство этой ответственной и срочной работой было поручено А.А.Яковлеву. В 1948 году было решено, что памятник А. М. Горькому должен быть установлен на площади имени Первого мая - (ныне пл. М. Горького). Был объявлен закрытый конкурс на архитектурное решение площади. В этом конкурсе принимали участие крупные архитекторы Л. Руднев, В. Андреев, В. Лебедев и другие. Из горьковчан были приглашены А. Яковлев и А. Тюпиков. Лучшим был признан проект В. Лебедева и П. Штеллера, по которому и было решено строить памятник. А. Яковлев был включен в авторскую бригаду, и на него было возложено руководство выполнением всех рабочих чертежей, проектирование бассейна на площади (он, к сожалению, не был осуществлен) и всех малых форм - ограждения, лестницы и т. д.

Уменьшить

Жилые дома по Инженерной Улице (ныне – проспект Гагарина). Фото архитектора Нифонтова


     Из послевоенных творческих работ А. А. Яковлева надо отметить два дома на улице Чаадаева, расположенные по обеим сторонам Дворца культуры им. С. Орджоникидзе, и три дома на проспекте Гагарина (№104, 106 и 108) в районе Караваихи. В этих домах обращает на себя внимание правильно найденный образ жилого дома. Как и во всех проектах того времени, здесь применены классические детали, но это сделано без претензий, без излишней пышности, очень корректно.



Александр Александрович Яковлев с женой Юлией Петровной.



     Исключительное трудолюбие А. А. Яковлева, увлеченность архитектурой, широкая эрудиция и высокий уровень мастерства снискали ему всеобщую любовь и уважение. Его отличали теплота и чуткость по отношению к коллегам и подчиненным, внимание к нуждам и росту молодых архитекторов, умение, не подчеркнув своего превосходства, разговаривать "на равных" с начинающими. Александр Александрович вел большую общественную работу. Он был бессменным членом правления Горьковского отделения Союза архитекторов СССР и председателем правления первого созыва, делегатом 1-го съезда советских архитекторов, принимал горячее и живое участие в обсуждении творчества горьковских архитекторов, направляя их деятельность по нужному пути. В 1947 году был избран депутатом Горьковского городского Совета депутатов трудящихся. Был непременным членом всех экспертных организаций и экспертом большого количества архитектурных проектов. Его нелицеприятные и серьезные заключения положительно влияли на качество проектируемых объектов. Но жизнь архитектора уже подходила к концу... 4 октября 1951 года он умер.
     В заключение необходимо прояснить вопрос: как же А. А. Яковлев выполнял роль первопроходца в перестройке старого города в город социалистический, роль, которую уготовила ему судьба ведущего архитектора города в течение довольно длительного периода времени? Современный читатель может сказать: А. А. Яковлев не реконструировал ни одной крупной площади или улицы в нашем городе и не построил даже ни одного микрорайона. Да, это так. Но при жизни А. А. Яковлева таких работ в Горьком еще не было, самый масштаб городского строительства был еще так мал, что не ставил этой проблемы. Даже в Москве первая улица (ул. Горького) и первая площадь (Манежная) были реконструированы в последние предвоенные годы, а первые микрорайоны начали строиться лишь в 50-х годах. Задачи, стоявшие перед А. А. Яковлевым и другими пионерами социалистической архитектуры, были более скромными, но в то же время чрезвычайно важными. При выполнении каждого проекта нужно было предвосхитить дальнейшее строительство на данной улице или в данном квартале и, принять решение, позволяющее впоследствии осуществлять социалистическое переустройство города. Мало того, и в каждом проекте нужно было решать отдельные, небольшие, но по-своему важные задачи, которые в конечном счете также играли роль в деле общего социалистического переустройства города - это и решение вопросов бытового обслуживания населения, и решение отдельных внутриквартальных участков и т. д. Выполнение этих, казалось бы, небольших, но на самом деле существенных задач, решавшихся целым поколением архитекторов, к которому принадлежал и А. А. Яковлев, и создали условия, при которых появилась возможность широким фронтом вести работу по социалистическому переустройству нашего старого города.

* * *


     Н.И.Куприянова в 2005 г. снабдила текст Л.А.Нифонтова несколькими чёрно-белыми фотографиями зданий, построенных А.А.Яковлевым и вывела материал на сайт под своим именем.
     Её статья (выше) слово в слово повторяет текст Л.А.Нифонтова, только у него не было фотографий и вышла      она в 1979 году. Интересно, почему в 2005 году в интернете статья была под фамилией Куприяновой?... А сейчас статья в интернете снова без фотографий... и без автора. 
      Портрет А.А.Яковлева и все цветные фотографии творений архитектора из моего семейного архива. (И.М.Я.)

 

«Назад | Вперед »

счетчик посещений с 22.07.2010
К 100-летию Яковлева  |  Творения А.А.Яковлева  |  Альбом деда.  |  Одноклассники моего деда  |  Урок истории  |  Новая страница

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS