Я – Александр Карлович Зилинг, сын Карла Константиновича, внук Маргариты Карловны, правнук Карла Оттовича, праправнук Отто Иоганнновича Зилинга (Sieling)...

 

Я не знаю тебя, уважаемый читатель. Ты, возможно, обо мне слышал. А может – и нет. Это не очень важно. Важно совсем другое – я попытаюсь честно рассказать о некоторых событиях (вроде, и не очень значимых, на первый взгляд), непосредственным участником коих я был. Дело в том, что со временем мои оценки тех событий претерпели существенные изменения, и поэтому для удобства восприятия я буду ФАКТЫ отражать таким шрифтом:

«Факты»

моё их понимание тогда (я тогда молодой и задорный, мне 29 лет):

«Тогда»,

моё их понимание сейчас:

«Сейчас»

 

А развиваться события начали осенью 1988 года. Был «развитой социализм», я тогда трудился в Институте Гидродинамики Сибирского отделения академии наук (СОАН) СССР, это в Новосибирском Академгородке. А вот далее – по порядку.

 

1. Появляется командировка в Ригу, Латвия (тогда – часть СССР, Латвийская ССР). Еду я.

«ЗдОрово! Прибалтика! Почти Европа! Свезло-то как!»

«Тогда география командировок была достаточно стабильна – Москва (как центр всего) и именно профессиональные пункты (центры переподготовок, повышения квалификации, выставки, и т.д.) В данном случае всё не так: какой-то знакомый моего начальника хвастанул ему о достижениях своей конторы. Тот возбудился. И, видимо, возникла идея о командировке «про посмотреть в живую». Никакой «нездоровой возни» вокруг такой «блатной» командировки не было. Начальник показывает пальцем на меня – и всё. Чисто моя тематика. Никакой профессиональной ценности в командировке не оказалось. Через полтора года Латвия приняла декларацию о независимости, а через три - вышла из состава СССР, и шансы попасть туда сильно уменьшились (если не стали вообще нулевыми[1]

2. Об этой командировке узнаёт мой дядька – Эдуард Альфредович Зилинг. И вместе с моим отцом (Карлом Константиновичем) они проводят «среди меня» ЛИКБЕЗ о том, что наши семейные корни вот как раз где-то оттуда. И поискать мне надо могилы моих прапрадедушки Отто-Эрика Иоганновича и прапрабабушки Елизаветты Георгиевны Зилинг (Sieling), а также дом. Правда, информации почти ноль – пересказ воспоминаний старших. Упоминаются названия Лейск, Аагоф, Alt-Schwanenburg – в общем, слабовато с информацией.

«Да и ладно! Прорвёмся!»

«Это сейчас по такой информации за пару минут в интернете всё найдешь. Тогда не так было. Хотя и сейчас… но об этом чуть ниже»

3. А путь из Новосибирска в Ригу – только через Москву. Вот я и у другого своего дядьки – Альфреда Альфредовича. И он мне даёт с собой акварель той могилы предков. Если я правильно помню, кисти нашего родственника по фамилии Лукин.

«Теперь точно найду!»

«Как интересно! В нужном месте и в нужное время находится не фото даже – акварель могилы! И её дают с собой!»

4. Ну, вот я и в Риге! Командировка – дней 4-5, в первый- второй день я все служебные вопросы «закрываю». Приступаю собственно к делу. В архивы – без толку, они на устные вопросы отвечать не будут, а письменные – «ждите ответа»[2]. А как тогда? А вот так – в краеведческий музей. Две тётечки откликнулись на безумную просьбу и уделили некое время неадекватному гражданину, который толком-то и вопрос не мог сформулировать: «Где мне искать место, которое могло раньше называться так-то, а может и не так-то?» Вот тогда-то я впервые и услышал слово ЛЕЯСЦИЕМС. Впрочем – без гарантий.

«Как я ловко всё придумал! И ведь результат есть! Хоть и без гарантий…»

«4.1. Мало ты с госструктурами общался? Тебя должны были «с ходу» на 3 буквы послать! Не послали, помогли…

4.2. А могли, кстати, и в Vecgulbene (бывший Alt-Schwanenburg) отправить. Но сделали упор именно на Леясциемсе.

4.3. Тут следует вот ещё что добавить: в Латвии почти на каждый населённый пункт не менее (часто более) 3-х названий – латышское, русское, немецкое (а ещё иногда польское и шведское), в зависимости от времени влияния тех или других стран. И сложное обозначение «местечек». (Для примера: Alt-Schwanenburg это Vecgulbene, а вот Schwanenburg это Gulbene). Такая там история[3].»

5. Дальше – проще. Автовокзал, билет на завтра рано утром. Часов, вроде, 5-6 езды. Доехал, выхожу. «Где кладбище?» - «А вон, за рекой. Через мост». «А обратно до Риги как?» - «А через час. У водителя автобуса обеденный перерыв. А потом – завтра в это же время».

«Так…я за час никак тут не поспеваю, ну, на ночёвку можно попытаться в церковь при кладбище, там же можно попытаться документы поискать…»

Вроде, всё разумно? Иду через мост, подхожу к кладбищу – о как! Это деревенское кладбище, это, собственно, лес. А там в лесу среди деревьев и кустов - могилы. Тут можно год искать, если не знаешь. А у меня года нет – или час, или сутки. И начинается «странное» - я неожиданно для себя принимаю АБСОЛЮТНО нелогичное и глупое решение – выбираю направление и иду вглубь леса/кладбища. В руке акварель, для опознания могилы. Если меня тогда кто-то видел – не забудет. «Псих с картинкой». Псих-то псих, да вот только через минут эдак 5-10 (время как-то «потерялось») я ровнёхонько упираюсь… правильно. Всё, как на картинке – ну, только крылышки у ангелочков поотбиты. Могло быть хуже.

«А ведь я даже не удивился. Я почему-то был твёрдо уверен, что найду. Хотя в тот момент я даже не был уверен в том, что ищу в нужном месте»

«Ну-ну. Следопыт, однако? Кстати – а если бы поездка случилась, к примеру, зимой -  и как тогда через сугробы по лесу в выбранном направлении?»

Сгрёб листья с плит (двойная могила – две плиты), это был сентябрь -октябрь), перерисовал всё, что было видно на плитах. Тут больше делать нечего. Пошёл обратно. Ещё полчаса есть, не меньше. Пошёл искать дом Зилингов. Спрашиваю (на русском, я латышского «не разумею») – мне для начала отвечают типа «…совсем молодёжь язык свой забывает…» (то есть, на «своего» похож!), впрочем, направление показывают. Только я не успел. Побежал к автобусу.

«Да ладно, нашёл ведь главное - могилу!»

«Ага. Без подсказок, значит, могилу нашёл, а с подсказками дом – нет! Что-то тут как-то не то… И вообще, я ведь вроде собирался в церковь при кладбище зайти? Только я уже в автобусе на пути в Ригу»

6. Я уже на обратном пути в Москве. Тётушка (Элла Владимировна, жена дядюшки Альфреда Альфредовича) «переводит» мои каракули, срисованные с плит, с немецкого на понятный. Всё соответствует. (Тут следует сказать, отчего то «рисование» моё было. Я немецкого не знаю, но помню, что там точки над буквами несут смысл. А плиты горизонтально установлены, надписи «выдавлены», и уже не разобрать – где точки над буквами, а где капли эти точки пробили в камне). И вступило в действие правило: «Не знаешь – не умничай!». И я перерисовываю ВСЕ точки (или это отметины от капель? Я не знаю. Потом разберёмся. Ну, тётушка Элла и разобралась). А дядюшка Альфред сетует: «А чего же я тебе фотоаппарат не дал в поездку?»

«Да всё ЗДОРОВО! Всё сошлось, данные с могильных плит соответствуют архивным у родни. А фотоаппарат – ну да, странно, но мало ли что по запарке бывает»

7. Я в Новосибирске, и отчитываюсь о поездке перед отцом и дядюшкой Эдиком. Я прекрасно помню вопрос дядьки Эдика: «А я – то почему тебе фотоаппарат не дал в дорогу?». И ещё одна его фраза запомнилась: «Я тебе немного завидую. Ведь я часто во сне видел, как САМ нахожу эту могилу».

«Хмм… И тут про фотоаппарат…Да, странно – два моих дядьки, оба заядлые фотографы, оба не догадались мне в дорогу для столь важной для семьи поездки дать фотоаппарат (Вариант «зажали от племянника» не подлежит даже обсуждению). Ладно, видимо, что-то не сложилось. Ведь всё так здорово в результате закончилось!»

 

Это был 1988 год.

Сейчас 2014 год.

 

А вот и не закончилось.

Я бы даже сказал – только началось тогда, и то не сразу. Закончился только тот эпизод сам по себе, началось долгое (годы) и постепенное осмысление. Мне и тогда очень многое «не нравилось» в смысле обилия каких-то странных совпадений. Я, видите ли, математик по образованию, и к разного рода совпадениям и случайностям стараюсь относиться очень аккуратно и внимательно. Профессионально, если угодно. Есть такой раздел математики – «Теория вероятностей».

 

Теперь перейдём к ФАКТАМ, которые существенно позднее описанных событий стали мне известны от моих родственников (а, возможно, благополучно забытым мною тогда, но «всплывшим» сейчас). Итак:

 

1.     Моя матушка (Нинель Георгиевна), выслушав эти мои воспоминания о поездке, заметила: «А ведь в то время и у нас в семье точно уже был фотоаппарат».

 

«Ну, разумеется! И я вспоминаю – действительно, несколькими годами ранее родители ездили в Индию (туризм), привезли оттуда кучу фотографий и слайдов. Третий, значит, фотоаппарат не попал мне в руки в поездку. Становится всё интереснее»

 

2.     Только недавно узнал, что о той (ещё предстоящей тогда) поездке в курсе были и ещё одни наши родственники в Москве. Более того – моя сестра из той родни Нина Дмитриевна очень хотела составить мне компанию в той поездке. И возможность у неё была именно тогда, не раньше и не позже. Однако старшие НЕ ПУСТИЛИ (эта формулировка – результат долгих воспоминаний и оценок тех событий)… В общем – не поехала. А сейчас вспоминает, что в те годы «фотоаппарат из рук не выпускала».

 

«То есть (по РЕЗУЛЬТАТУ!) получается, что четвёртый фотоаппарат не поехал вместе с хозяйкой. Оба не поехали. Тема фотоаппарата начинает сильно напрягать. Мне и про два первых было как-то странно (коли за более, чем 25 лет не забылось), а тут, оказывается, ещё два…»

 

3.     Сын дядюшки Эдуарда Альфред сообщил, что после той моей поездки его отец начал серьёзно изучать латышский язык. И на фоне разговоров о том, что неплохо было бы, если кто-то из семьи «отвоевал» бы дом Зилингов в Леясциемсе, вполне разумно предположить, что дядюшкой Эдуардом планировалась именно эта операция.

 

«Это, казалось бы, не имеет прямого отношения к поездке, ибо было ПОСЛЕ. Однако следует обратить внимание вот на что: изучение языка логично закончилось с выходом Латвии из состава СССР. И ещё на то, что этот факт ещё раз подтверждает, что дядюшка ОЧЕНЬ хотел»

 

 

Теперь я изложу свою нынешнюю точку зрения на все те события (и не только свою). Прекрасно предвижу возможные возражения, однако и тем не менее попытаюсь. Итак:

1)    Знаете такое слово - «НАМОЛИТЬ»? Дядюшка Эдуард «намолил», чтобы та могила была найдена. Он ОЧЕНЬ и ИСКРЕННЕ этого хотел, коли признался, что не единожды видел это во сне. И его услышали. И исполнили. Хоть и не так, как ему виделось (об этом ниже[4]).

2)    Остальная цепь событий (странная командировка, Москва, акварель, Рижский краеведческий музей, кладбище) – это меня просто ВЗЯЛИ ЗА РУКУ И ПРИВЕЛИ. Показали. А я потом отчитался, перед дядюшкой Эдуардом в том числе.

3)    Оставались, конечно, вопросы:

a)    «Почему так вышло, что дом не нашёл?» - а давайте спокойно рассудим – как бы я поступил тогда, если бы нашёл? Да так же, как и Вы - начал бы ходить вокруг и запоминать или срисовывать (фотоаппарата нет, как мы помним). А этот городок – деревня в нашем понимании, тут любой чужой за версту виден. Ну, и как, по Вашему, нынешние обитатели дома отнесутся к такому «исследователю»? Да так же, как и везде - или сами примут меры физического воздействия, или в милицию меня сдадут. Попытки же войти в контакт с тогдашними обитателями привели бы ровно к тем же последствиям (в том доме, очевидно, живёт уже не одно поколение других людей, и им совсем не в радость появление потомка прежних хозяев). А я, повторю, в то время молодой, полный сил  и задорный. И на эмоциональном подъёме – я только что могилы предков нашёл. И на возможные попытки физического воздействия отреагировал бы резко и симметрично. Итого – ничего, кроме «приключений» разной степени тяжести, произойти просто не могло. Самое лёгкое – я оказываюсь в местном отделении милиции, доказываю свою причастность к этому городку, не успеваю на автобус… ночую где? Очевидно, не в фамильном доме. Остаются – церковь при кладбище или вышеупомянутое отделение милиции. И это всё при достаточно хорошем «раскладе». А плохих гораздо больше, включая «сзади по голове». Это не кино. Это жизнь. Ну, люди в том доме живут уже давно, и не одно поколение. И дети малые, соответственно. И не надо гадать, что для тех хозяев важнее – условия жизни их самих и их детей или абстрактная справедливость. Так что получить мне по голове было вполне реально.

b)    «Почему так вышло, что в церковь при кладбище не попал?» - наверное, сестра моя Нина Дмитриевна права: там документы на немецком (или латышском), и мои русский и английский помочь просто не смогли бы. И ещё не факт, что мне дали бы с теми документами ознакомиться.

c)     «Причём тут фотоаппараты?» - а вот это самое странное и неоднозначное. И начать придётся издалека. Есть такая точка зрения (имеющая отражение и в некоторых мировых религиях, и в очень «местных» верованиях), что существует какая-то непонятная связь между объектом и его изображением (некоторые племена до сих пор не разрешают фотографировать на своей территории. По их мнению, с фотографией уходит часть жизненной силы объекта фотографирования. Ислам вообще запрещает изображение людей. А разные манипуляции с фигурками, изображающими людей? Протыкание их иглами и т.п.?)  То же и про изображения каких-то мест. И всё это явно неспроста. Это многовековой опыт. Так вот, моя точка зрения – было явно показано, что не надо ничего на том кладбище фотографировать. Живым – своё, ушедшим – своё. И не надо всё в кучу мешать. То есть память об ушедших и уход за их могилами – это одно, а фотографирование тех могил – совсем другое. Именно и только этим я могу объяснить тот ФАКТ, что тогда на кладбище в Леясциемсе не попал ни один из четырёх возможных фотоаппаратов.

 

 

Давайте, я ещё раз коротко перечислю «странности и совпадения»:

1.     Странная командировка в Ригу

1.1.         Первая и последняя (в т.ч. из-за скорого выхода Латвии из СССР)

1.2.         Как по заказу для меня по тематике

1.3.         Достаточно свободного времени

1.4.         Подходящее время года (нет снега)

2.     Акварель могилы

2.1.         Из Новосибирска до Риги - только через Москву

2.2.         В Москве у дядюшки Альфреда получаю в дорогу акварель могилы[5]

3.     Краеведческий музей – получил нужную подсказку, где искать

4.     Кладбище – очень быстро нашёл могилу по акварели

5.     Дом – не нашёл, хоть и подсказывали

6.     Церковь при кладбище – не попал

7.     Фотоаппараты – ни один из четырёх доступных на кладбище не попал

 

Ещё раз повторю - ничего сверхъестественного, казалось бы, ни в одном из пунктов нет. Но вот всё вместе… Но ведь можно рассуждать и иначе: любая последовательность событий – всегда некая цепь случайностей, и эта описанная - не исключение. А все рассуждения «притянуты за уши». Вы можете делать свой вывод из всего написанного, а я свой сделал.

 

P.S.

Приведу две выдержки из рижской газеты «Rigasche Rundschau» за 1933 год[6] о смерти моих прадедушки и прапрабабушки:

(Карл Зилинг, 69 лет, умер 9 мая в ссылке в Новосибирске.)

 

(Елизавета Зилинг, урождённая Лукин, 95 лет, умерла 6 декабря в Аагоф.)

 

А РОВНО через 2 года, 9 мая 1935г. и 6 декабря 1935г. соответственно, появились на свет Карл Константинович Зилинг и Нинель Георгиевна Тихомирова (в замужестве Зилинг). Это мои родители. Вот их фотография.

 

Приглядитесь к лицам –   правда,  чем-то похожи? Их в молодости принимали за брата и сестру. Это я от родителей слышал много раз. Они познакомились в Томске. А гораздо позже выяснилось, что корни моей матушки – в Витебской губернии Российской Империи. А от местечка с названием Alt-Schwaneburg (ныне Gulbene, это место рождения моего прапрадедушки Отто-Эрика Иоганновича Зилинга) до границы с Витебской губернией примерно 20 вёрст. А моя прямая родственница по матушкиной линии была в своё время (18хх годы) в Риге преподавателем НЕМЕЦКОГО языка.

Вот так вот.

 

Но это ведь всего лишь очередные случайность и совпадение, правда?

(А может, это как-то объясняет, почему именно мне было суждено попасть туда?)

Александр Карлович Зилинг

г. Новосибирск, 12.04.2014г.



[1] 4 мая 1990 года Верховный совет Латвийской ССР принял "Декларацию о восстановлении государственной независимости Латвийской Республики", а 6 сентября 1991 года руководство СССР официально признало независимость Латвии.

 

[2] Я после той поездки отправил письменный запрос в Центральный государственный исторический архив Латвийской ССР о латвийской прописке предков. Ответ вежлив, прост и краток: «…не представляется возможным ввиду отсутствия документов»


[3] И всё бы ничего, да только одно «независимое государство», коего вовсе никогда и не существовало, решило «улучшить свою историю». И русские названия из истории начинают «вырезаться». Вам «домашнее задание» - попытайтесь через интернет найти город ЛЕЙСК в Латвии.

 Ответ - нет и не было. Всплывают отдельные ссылки на место чьего-то рождения. Я не смог найти того, в чём уверен на момент написания этого текста: Aahof, Аагоф, Лейск, Леясциемс (Лейясциемс) и Lejasciems- это одно и то же место. А вот и подтверждение (смотрим на штамп и в левый верхний угол, там Агофъ):

На официальный сайт этого городка даже ссылку давать стыдно – но дам, пусть ИМ стыдно будет: http://lejasciems.lv. Они не только Лейск, но и Aahof решили из своей истории вычеркнуть. Им больше нравится вести свою историю с 1867 года, а не с XIII века, и не упоминать в ней Германию, Польшу, Швецию и Россию. Не было этого, и всё тут. И это официальный сайт городка… Дебилы? Нет, конечно. Это политика. Ну, а жителей – да, в дебилов превращают.  «Европейские ценности» на марше. Позорище.

 

[4] Тема «Желаний и их исполнения» достойна отдельного исследования. Здесь (после долгих раздумий и экспериментов) не буду.

 

[5]  Странная история с этой акварелью. Тётушка Элла Владимировна по моей просьбе пыталась её отыскать в архивах дядюшки Альфреда Альфредовича. Безуспешно. А не верить тётушке я не могу, иначе кому тогда верить? Похоже, акварель в нужный момент «всплыла», а потом тихонько исчезла…

 

[6]  Эти копии (и много других) опубликовала Ирина Михайловна Яковлева на своём сайте (http://sundry.wmsite.ru/mojagenealogija/moi-sibirskie-predki/zilingi/ http://sundry.wmsite.ru/mojagenealogija/moi-sibirskie-predki/zilingi/), за что ей низкий поклон.


*     *     *

А вот как воспринял всё, что выше, троюродный брат Александра Карловича - Альфред Эдуардович Зилинг:


     Привет, брат! У нас все ок. Как дела у вас? 

     Прочитал, впечатлился. По поводу странных совпадений и как ты выразился "взяли за руку и привели" полностью солидарен, т.к. сам сталкивался с подобным. Объяснения этому не нашел, но сам для себя решил, что данный феномен свидетельствует о существовании некой связи между умершими родственниками и живущими. 


      Два примера из личного опыта: В 90-х обучаясь в Томском университете вдруг ощутил потребность найти место гибели моей бабушки Татьяны. Представляешь, внезапно, отчетливо ощутил и именно ПОТРЕБНОСТЬ. Из всей той трагической истории знал только, что машина скорой помощи упала в р. Ушайку с моста. Так вот я не искал это место, я просто напросто к нему пришел! Через речку Ушайку существует несколько мостов и я понятия не имел на каком из них произошла авария. Я просто пришел  (как мне показалось) на первый попавшийся, я почему-то прошел именно на тот берег и спустился к воде. Зачем я спускался к воде с довольно крутого берега?          Почему я так уверен, что был на том самом месте?  Я позже рассказал отцу о своей странной вылазке и он подтвердил, что я был на том мосту, на том берегу и у того самого омута, потому что машина оказывается не падала с моста - она на него не попала, она пронеслась мимо моста в замерзшую реку. Все эти детали я узнал только после того как побывал там лично. Сам отец на это место при мне не ходил. Мы несколько раз были в Томске вместе, но ни разу к этому месту он меня не водил. Подозреваю, что и в мое отсутствие он там не появлялся.        

      Второй, странный, по моему разумению, случай произошел совсем недавно, когда появилась возможность поставить каменный памятник отцу и надо было определиться с материалом, размером, формой и цветом. Не знаю что меня подвигло на крест из черного гранита. Просто в голове возник черный простой крест и никакие другие варианты уже не принимались ни душой, ни сердцем. Его я и заказал по телефону из г.Обнинска Калужской обл. в г.Белово Кемеровской обл. Размеры и конфигурацию описывал тоже по телефону. Мастер, слава Всевышнему, оказался толковым и сделал все согласно описанию. А через пару недель после этого, перед самой поездкой в г.Салаир для установки памятника, я с тетушкой Эллой приезжаю на могилу дядюшки Альфреда и замираю с отпавшей челюстью....т.к вижу на могиле дядюшки черный, гранитный, правильной формы крест. Такой же каким рисовало мне его мое воображение. Спрашиваю тетушку, как она приняла решение о таком памятнике? Были ли на этот счет какие-либо пожелания от дядюшки и т.п. На что тетя мне ответила, что решение такое пришло ей само собой. Вот просто вдруг решила, что это должен быть черный, гранитный, католический крест. Вот такое совпадение; два родных брата лежат под одинаковыми крестами и ни один из братьев никаких пожеланий при жизни по этому вопросу не озвучивал!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Альфред Зилинг.  (12.04.2014 Москва)


Количество посещений счетчик посещений + 100 000  с 22.07.2010

Ревизия1834 года  |  Разрешение на переезд семьи  |  Ревизия 1850 г  |  Ревизия 1858 года.  |  Некоторые документы Зилингов  |  Первая Западно-Сибирская ... выставка 1911 года  |  Черевковское лесничество  |  Брак Отто и Элизы  |  Карта Лифляндской губ. 1890 г.  |  От Лилли Зилинг  |  Зилинг Генрих Пауль Бернар и его потомки.  |  Lejasciems  |  Город Томск 1912 г. Зилинги в с/х школе.  |  Яунлайценское поместье  |  Развалины имения Фианден  |  Иркутское Императорское военное училище.  |  Статья д.б.н.Белышева Б.Ф.  |  Газеты с инф. о К.О.Зилинг  |  Примеры направлений  |  Внуки помнят  |  Предки Виктории Зилинг

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS