Старший брат моей бабушки – Андрей Петрович Вайтенс,
(27.08.1878 - 21.12.1940), архитектор-художник,
многие  творения  которого  остались  памятниками  архитектуры  своего  времени.



     Хочется мне с самого начала сказать здесь о том, что на сегодняшний день в российской архитектуре свой след (и значительный след) оставили три поколения Вайтенсов. Андрей Петрович это первое поколение, следом два его сына - архитекторы Пётр и Георгий и наконец - третье поколение – ныне здравствующий Андрей Георгиевич Вайтенс – автор проектов многоэтажных домов во Фрунзенском районе С-Пб, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, (СПбГАСУ) - старейшего в России высшего учебного заведения архитектурно-строительного профиля, автор статей по истории ленинградской архитектуры 1920-1930 годов и разных аспектах градостроительной деятельности. Начинаю с этого потому, что из живущих сегодня людей лучше родного внука никто не расскажет о жизни и творчестве своего деда. Жаль, конечно, что не откликнулся он на моё письмо, не помог в создании этой публикации… Чтож … буду опираться на документы, фотографии и на его печатные материалы… Они здесь будут выдержками на желтом фоне, выдержками из сборника «Зодчие Санкт-Петербурга. XX век». Автор А.Г. Вайтенс, составитель сборника В.Г. Исаченко. СПб. Лениздат. 2000


     Для творческого и жизненного пути А. П. Вайтенса определяющим стал период 1890 – 1900 гг.: экономический и культурный подъём, начало Первой мировой войны и Октябрьская революция оставили неизгладимый след в его жизни и во многом определили его творческую судьбу. Андрей Петрович родился 27 августа 1878 г. в Петербурге в семье владельца гостиницы. В 1896 г. он закончил Реформатское училище. С юных лет его внимание было привлечено к старому Петербургу, в центре которого жила его семья.                                                                                                          


* *

"Вот Андрюша совсем ещё мальчик"




"То самое реформатское училище, которое окончил Андрей.
Фото - 1912 г. "


 Здание по набережной Мойки, 38 (http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804011305)

Реформатское училище - среднее учебное заведение, образовано в 1818 реформатской общиной СПб. на базе существовавшего в 1811-38 пансиона пастора И. фон Муральта (1770-1850), имело с ним общее управление и преподавательский состав. В отличие от пансиона, куда принимались только дворяне, реформатское училище было всесословным. Ежегодно уч-ще выпускало 10-20 чел. Преподавались история, право, латынь и немецкий языки и другие общеобразовательные предметы, а также политическая география и коммерческая математика. Среди педагогов - географ и историк К. И. Арсеньев, будущий директор музея антиков Эрмитажа Ф. А. Жиль, минералог А. Ф. Постельс. Высокий уровень преподавания выдвинул Реформатское училище в число лучших средних учебных заведений России. В.А. Жуковский приглашал его педагогов для преподавания наследнику (будущему имп. Александру II). Выпускники имели право поступать на статскую и воен. службу, а также в рос. и зарубежные ун-ты. За сто лет реформатское училище выпустило свыше двух тысяч воспитанников. Закрыто в 1918 в связи с ограничением деятельности инославных и иностранных приходов. Здание училища сооружено в 1810-х гг. на основе постройки сер. 18 в., в 1899-1900 перестроено (арх. И. А. Гальнбек).

 

Сегодня это школа N 636 Центрального района, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков,
школа, которая и сегодня законно гордится своим продвинутым образованием, но определение "реформатская" относится не к ней, а к Училищу при реформатских церквях.


"До сих пор в вестибюле учащихся встречает латинская надпись "Non scholae, sed vitae discimus"
("Учиться не для школы, а для жизни").
"

Семья Вайтенсов жила в доме Мойка 28 и это было очень близко от училища (Мойка 38). Всего четыре небольших дома пройти по той же стороне Мойки и пересечь Волынский переулок .









  "Андрей Вайтенс 24 апреля 1896 г.  Будущему архитектору уже 16 лет "

     В 1897 г. Андрей поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Вместе с ним учились Н.Ленсере, А. Таманян, Л. Шретер, С. Чернышов, В Щуко и др. Первые три-четыре года студенты занимались в общих классах, копируя с «образцовых» чертежей и рисуя орнаменты и слепки с натуры. Это способствовало не только приобретению навыков профессионального изображения архитектурных деталей, но и знаний мирового архитектурного наследия. Последующее обучение осуществлялось в персональных мастерских, возглавляемых профессорами архитектуры. Срок архитектурного образования в Академии составлял 6 – 7 лет.

    

 Среди профессоров – руководителей Академии тех лет были Л. Н. Бенуа, Г. А. Косяков, А. Н. Померанцев и др. В 1902 г. А. П. Вайтенс был принят в мастерскую А.Н. Померанцева, где учился ещё два года.


Ученик Академии художеств с 1897 г.
6 сентября 1904 г. - звание художника-архитектора за проект "Дворец Наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке".
(Кондаков)


Проф. А.Н.Померанцев


Там, в Высшем Художественном училище при Академии учился он вместе с  с моим дедушкой, с Александром Александровичем Яковлевым в мастерской профессора архитектуры А.Н.Померанцева. Почему-то Андрей Петрович окончил учиться на год позже деда т.е. в 1904 году. Пока не знаю почему... А сестра Андрея - Юлия Петровна Вайтенс вышла в 1903 году замуж за Александра Александровича. Это мои бабушка с дедушкой.



По завершении образования  А. П. Вайтенс работал в 1904 – 1907 гг. в Москве в архитектурной мастерской А. И. Гунста по проектированию и строительству дома Первого российского страхового общества. В 1097 г. вместе с женой Софьей Казимировной Подсендковской А. П. Вайтенс вернулся в Петербург и стал работать в мастерской архитектора Б. И. Гиршовича  над проектом здания Сибирского банка на Невском проспекте, 44.




Кто из питерцев не знает знаменитое кафе-мороженое Север-Норд на Невском 44. А какие там торты были, какие пирожные! И кафэ это было в здании Сибирского банка с самого начала ХХ века. Всегда было ... 

Фотография сделана ещё до революции,




Это Андрей Петрович с мамой, Клавдией Прокофьевной. Фотография 1905 года.

Андрей Петрович с юности немало времени уделял сохранению архитектурных творений больших мастеров,
которые шли под снос.
В частности это акварель А.П.Вайтенса дачи графа Строганова, построенной по проекту А.Н.Воронихина







Какая прекрасная филигранная работа! Реконструкция по собственным обмерам здания.

Файл:Dacha Stroganova XX century Lukomskij.jpg

Фотография начала ХХ века (Dacha_Stroganova_XX_century_Lukomskij.jpg?)

А ниже - планировка и фотография той же дачи.
Все эти материалы были переданы в музей Петербурга. А Вайтенс А.П. сделал доклад на эту тему в Обществе архитекторов-художников.



Файл:Dacha Stroganova XX century.jpg

Дача Строганова, открытка начала XX века
Dacha Stroganova XX century.jpg
 
Файл:Voronihin A VidNaStroganovu Dachu.jpg

Это изображение  дачи Строганова я нашла в интернете. Автор указан не был.  Не могла отказать себе в удовольствии поместить её здесь...

Ниже один из проектов А.П.Вайтенса по реставрации и переустройству усадьбы елизаветинских времён
Гололобово под Воронежем.

Там он проектировал и новые хозяйственные постройки, гармонично вписывающиеся в комплекс старинной усадьбы.
Главный фасад и план I этажа.



Вид с другой стороны и план II этажа.




Информация из интернета
ВАЙТЕНС Андрей Петрович (9.9.1878-21.12.1940) .
(сын Петра Петровича и Клавдии Прокофьевны, старший брат моей бабушки Юлии Петровны Яковлевой, ур. Вайтенс - И.М.Я.)
Известный представитель неоклассицизма в архитектуре Петербурга - Ленинграда.
Окончил АХ (1897-1904). 6 сентября 1904 г. - звание художника-архитектора за проект: "Дворец Наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке".
Член Петербургского общества архитекторов
Постройки:
в Петербурге: Дачи. Ольгино, Лесная ул., 21, 23 (1908); Входной портал и павильоны "Луна-Парка". Декабристов улица.,39 (1912. Не сохранились); Церковь во Мге (1912. Не сохранилась); Отделка интерьеров Юсуповского дворца. Наб. р. Мойки,94 (1910-е); Жилой дом. Кировский пр., 39 (1914-16. Завершен в 1949-1951).
Литература:
Гельфрейх В. и др. А.П. Вейтенс//Архитектура СССР, 1941. № 5. C.70; Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982; Кондаков С. - т. 2, с. 302.

Ещё один адрес из интернета
Вайтенс Андрей Петрович.( 1878-1940. )
АХ (1904).
Построил церковь на р. Мге и хозяйственные сооружения в Царском Селе (не сохранились); в советское время -жилые дома и путевые сооружения Октябрьской ж. д., производственные здания, школу на Бородинской улице и Институт изучения профзаболеваний в Ленинграде, правительственные дачи и др. здания на Черноморском побережье Кавказа. Преподавал в Ленинградском художественно-техническом институте.
1. Дача А. П. Вайтенса. Лахта, Лесная ул., 21, 23. 1908-1910.
2. Отделка вестибюля и гостиной Юсуповского дворца. Наб. р. Мойки, 94. 1910-1914.
3. Входной портал и павильоны "Луна-Парка". Ул. Декабристов, 39. 1912. (Не сохранились).
4. Производственные сооружения Газового о-ва для освещения. у. 1914.
5. Доходный дом Ф. Ф. Нидермейера. Каменноостровский пр., 39. 1914-1916. (Завершен в 1949-1951).
Лит: Лит.: Архитектура СССР. 1941, N 5. С. 70.

Кроме того, мне известно, что А.П.Вайтенс построил в советское время - жилые дома и путевые сооружения Октябрьской ж. д., производственные здания, Институт изучения профзаболеваний, школу им. И.П.Павлова на Бородинской улице в Ленинграде (в 1936 году).



Вот она, эта школа № 308, бывшая школа им.И.П.Павлова в Санкт Петербурге.



Эти фотографии (17.07.2008) прислал мне из Питера хороший человек... Спасибо, Евгений Владимирович Филиппов!
Вы очень помогаете мне в работе. Не многие в моём родном Санкт-Петербурге так хорошо знают город.

* **

А это сегодняшняя вывеска  знаменитой в своё время школы и её адрес.



Я знаю, что в конце 30-х годов Андрей Петрович Вайтенс строил правительственные дачи и др. здания на Черноморском побережье Кавказа. Постараюсь найти эти строения и добавить сюда их фотографии. Когда Андрей Петрович жил в Ленинграде, он преподавал в Ленинградском художественно-техническом институте.
Нашла я перечисленные выше сведения в интернете тогда, когда у меня ещё не было опыта общения с ним и я не записала электронного адреса... Сейчас этой информации я, к сожалению, не обнаружила.

Постараюсь сберечь здесь для своих потомков и всех, кому интересна архитектура начала ХХ века то, что мне удалось найти из творений Андрея Петровича Вайтенса.

Дача А. П. Вайтенса. Лахта, Лесная ул., 21, 23. 1908-1910.
Вот она, эта дача. Сейчас она относится к поселку Ольгино.



Сегодняшнее состояние дачи Андрея Петровича Вайтенса на дочерней страничке
Дача А.П. Вайтенса

     В начале своей творческой практики А. П. Вайтенс отдал дань различным вариациям модерна. Он спроектировал и построил загородный деревянный дом со службами в посёлке Ольгино, используя в его облике мотивы как западно-европейского, так и северного модерна. Сочетание черных рубленых стен, белых оконных переплётов и чёрной черепичной кровли подчёркивали архитектурно-художественную выразительность дома. Этот дом и окружающие постройки сохранились и взяты под охрану государства.



ОЛЬГИНО, дачный поселок в 15 км к С.-З. от СПб., на сев. берегу Финского зал., в р-не одноим. ж.-д. платформы. Соседствует на Зап. с Лисьим Носом и Северо-Приморским лесопарком, на Вост. с Лахтой. В 1-й пол. 18 в. эта терр. входила в состав дворцового имения Верпелева, которое во 2-й пол. 18 в. было пожаловано графу Г. Г. Орлову, затем перешло к графам Стенбок-Ферморам. В нач. 20 в. возник дачный поселок, названный в 1905 Ольгино (по имени жены графа А. В. Стенбок-Фермора). В 1910-х гг. построено ок. 150 зимних дач, многие из к-рых являются яркими памятниками "дачной" архитектуры:
Хвойная ул., 16 (арх. С. Ф. Вольдт), Лахтинский просп., 113 (арх. С. О. Овсянников),
Лесная ул., 19-21 (арх. А. П. Вайтенс, проект отмечен Гран-при на Дрезденской пром. выставке 1905)(выделено мной - И.М.Я)



Фотографии и планы были напечатаны в журнале Общества архитекторов-художников в 1909, 1912 и 1913 годах.



Семья жила на этой даче. Андрей Петрович женился. Левая фотография (ниже) сделана 28 сентября 1908 года.
Молоденькая жена его - Софья Казимировна Вайтенс (ур. Подсендковская)с сыном Петей.
На правой фотографии она снята именно в Лахте, на открытой веранде за чашечкой чая с  маленьким Петей на руках.


Расскажу ещё одну занятную подробность... Будущие архитекторы и художники того прекрасного "Серебряного" века были очень дружны. Более того... Знаменитый потом архитектор-художник Николай Евгеньевтч Лансере (автор многих творений, в частности, один из создателей Большого дома на Литейном пр.д.4) был женат на сестре Софьи Казимировны - Елене Казимировне, а один из Бенуа - Юлий Юльевич (как догадался Е.В.Филиппов) женился на третьей Подсендковской - Елизавете Казимировне. Напоминаю, что в этот дружный коллектив входил и мой дед, женатый на сестре Андрея Петровича Вайтенса - Юлии Петровне Яковлевой (ур. Вайтенс).

* *



А здесь рядом с Софьей Казимировной и маленьким Петей ещё и мать Андрея Петровича –
Клавдия Прокофьевна Вайтенс.






Не могу не сказать здесь ещё раз СПАСИБО Евгению Владимировичу Филиппову,
который прислал мне эти великолепные страницы из "Ежегодника Императорского Общества Архитекторов-Художников" начала XX века.
Вы очень внимательны, Евгений Владимирович! Большое спасибо Вам!



Были времена, когда дачу сдавали. Евгению Владимировичу Филиппову в книжке Н. В. Михайлова «Лахта. Пять веков истории.» (1500-2000. М. СПб. 2001) встретилась такая информация:
- по проекту (1910 г.) А. П. Вайтенса в Ольгино на Лесной ул., 40 в 1911 г. построили пожарное депо с залом для общественных собраний. В нем помещались правление Общества благоустройства, школа для мальчиков и девочек …. (с. 122).
И ещё… В 1922-23 гг. дачу у архитектора А. П. Вайтенса на Лесной ул., 23 снимал писатель К. И. Чуковский. Здесь он закончил "Тараканище" (с. 164-165). Несколько летних сезонов в 1922, 1923 гг. у А. П. Вайтенса на Лесной ул., 21, в комнате 2-го этажа с овальным окном, жила писательница и переводчица Т.Л.Щепкина-Куперник (с. 163, 265). Жил там и Павел Виттенбург: геолог, полярник и потом узник ГУЛАГА. В воспоминаниях его дочери благодарные слова в адрес дачи и её хозяев.
На этой даче жила и наша семья после возвращения в Ленинград из эвакуации в 1946 - 1947, кажется, году. Сыновья Андрея Петровича Вайтенса – Пётр Андреевич и Георгий Андреевич Вайтенсы, архитекторы, те самые, что в 1949 -1950 достраивали здание, спроектированное своим отцом в начале века на Каменноостровском пр. д.39 – папины двоюродные братья, пригласили моих родителей, которым тогда просто негде было жить… Я, к сожалению, этого не помню. Было мне тогда всего от 3-х до 5-ти лет. Очень красивая дача… Она цела до сих пор… и охраняется государством, как памятник архитектуры.


Этот снимок прислал мне Андрей Георгиевич Вайтенс, внук архитектора в апреле 2011... Обстоятельства при съёмке не известны.  Предполагается, что это снято в 1909 году. На переднем плане Софья Казимировна с отцом Казимиром Дионисиевичем Подсендковским и маленьким Петей, у него на коленях. В центре второй группы с двумя дамами Андрей Петрович Вайтенс. Мне кажется, что дамы очень между собой похожи. Думаю, что это сёстры Подсендковские. Они дружили. Елена Казимировна была замужем за архитектором Николаем Евгеньевичем Лансере, а Елизавета Казимировна Подсендковская за Юлием Юльевичем Бенуа (?).

     В 1910-х гг. Андрей Петрович преподавал в Женском политехническом институте, а затем на Женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, позднее преобразованных в архитектурный институт. Здесь он вёл курс архитектурной композицию На курсах преподавали и соученики Андрея Петровича по Академии   - В Гельфрейх, Н. Лансере, А Таманян,  Л. Руднев и др. Ректором курсов, а позднее  и  Архитектурного института Был А. А. Щуко. Это передовое для своего времени учебное заведение ставило своей целью  привлечение женщин к творческой работе.

     В 1912 – 1914 гг. А. П. Вайтенс проектирует и строит каменную церковь в посёлке Мга около Петербурга. Эта церковь была задумана им в характере псковско-новгородской архитектуры XV в. Общая композиция и детали церкви свидетельствовали о глубоком знании А. П. Вайтенсом этой архитектуры. Церковь была построена на высоком рельефе и хорошо просматривалась с дальних точек. Она, к сожалению, была разрушена.



* *

Андрей Петрович Вайтенс  фото 22.12.1905 года.


"История церкви в «Юсуповском поселке",

местности при станции Мга, который находился в пределах Благовещенского имения княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон, начинается в 1908 году. В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории имеются следующие сведения о церкви в поселке Мга: 7 сентября 1908 года студент Петербургского университета граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, сын княгини, обратился к митрополиту Петербургскому и Ладожскому Антонию с прошением. В прошении молодой граф просил разрешить постройку деревянной церкви в принадлежащем его семье имении. (Можно предположить, что сделал он это в память о старшем брате Николае, убитом в этом году на дуэли. После смерти брата Феликс стал старшим наследником в семье и получил титул графа. Церковь, позже построенная, действительно была освящена в честь святого Николая Чудотворца). В ответе Петербургской духовной консистории от 5 ноября 1908 года было указано, что постройка церкви может быть разрешена при условии передачи отводимой для церкви земли во владение Петербургской епархии. В марте 1911г. доверенный княгини 3. Н. Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон передал в консисторию заявление 3. Н. Юсуповой о пожертвовании для постройки церкви 3-х десятин земли, заверенное нотариусом 24 марта 1910г., план жертвуемой земли, план церкви с обозначением окружающей местности, составленный архитектором А. П. Вайтенсом. (Вышеперечисленные документы в архиве не обнаружены). 3 августа 1911г. временно-управляющему Петербургской духовной консисторией епископу Нарвскому преосвященному Никандру было дано высочайшее соизволение на принятие Петербургской епархией "участка земли мерою в три десятины или сколько там в действительности окажется, состоящего в Шлиссельбургском уезде при ст. Мга Северных ж. дорог и жертвуемого княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой, графиней Сумароковой-Эльстон из принадлежащего ей Благовещенского имения под устройство церкви в местности Юсуповский поселок", с тем, чтобы, по устройстве церкви, освящении ее и назначении причта, названная земля была передана в собственность церкви". Церковь строилась каменной по проекту А. П.Вайтенса, с участием архитектора и художника С. П. Бурга.
Здание церкви возводилось в стиле неорусской архитектуры.
     26 августа 1913г. благочинному Шлиссельбургского округа было предписано объявить причту и старосте Лезьенской церкви о том, что вновь строящийся храм должен быть приписан к местной приходской церкви с. Лезье. В храм был перенесен престол из упраздненной домовой церкви князя Феликса Юсупова по Литейному проспекту дом 42 в Санкт-Петербурге.Автор проекта храма А. П.  Вайтенс осуществлял надзор за строительством.
     Неорусская архитектура мгинской церкви привлекла внимание современников, и «Ежегодник Общества Архитекторов-Художников» в 1913 году поместил на своих страницах фотографии с проектных чертежей и с видами только что сооруженного храма.




     В «Записках Общества архитекторов и художников», где в 1913 году были помещены эскизы церкви, она именовалась в честь Святителя Николая Чудотворца. Убранство церкви, сведения о котором сохранились в архивных описях церковного имущества, составляли многочисленные иконы, кресты и другие церковные предметы. Стены храма были украшены нарядными росписями.
     25 июня 1917 года храм в "Юсуповском поселке" на ст. Мга был освящен благочинным Шлиссельбургского округа во имя святого преподобного Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В храм тогда ходили молиться местные крестьяне и дачники.

     О дальнейшей судьбе храма информация в интернете неоднозначна . Богослужения в храме совершались до 1935 года, в котором храм был закрыт. Закрытую церковь переоборудовали в 1941г. под клуб.По свидетельству жителей поселка Мга, в годы войны здание было в сохранности несмотря на постоянные обстрелы и бомбёжки Мги. Немцы хранили в подвале здания храма зерно. После войны в здании храма снова оборудовали клуб, а в 50-е годы оно было взорвано. Храм был воссоздан в 1997 году.
     Судя по фотографиям, приведённым в этой статье, сегодняшний храм совсем не похож на творение А.П.Вайтенса.

     В другой статье текст такой:
     Под бомбежками и обстрелами во Мге устояла церковь Св. Николая, где после войны открыли клуб. После войны храм взорвали, соорудив из церковного кирпича жилые дома.

     Ещё одна версия в конце материала, который я привожу ниже.


     Отрывок из статьи А.В.Чекмарева, А.В.Слезкина под названием Мартиролог, опубликованой в сборнике «Русская усадьба», №12 (28). - М.: «Жираф», 2006. С. 822-840 (о творении А.П.Вайтенса в самом конце)
     "В нашем случае Мартиролог – перечень погибших памятников усадебной культуры.
     Забытое произведение петербургского архитектора А.П. Вайтенса, появившееся почти перед самой революцией. Никольская церковь в имении княгини Юсуповой на реке Мге (ныне пос. Мга Кировского района Ленинградской области) была выстроена вчерне в 1910 – 1913 гг., а отделка ее затянулась до 1917 г. В эти же годы Вайтенс занимался отделкой дворца Юсуповых на Мойке. Храм был спроектирован явно под воздействием творчества одного из лидеров неорусского стиля – А.В. Щусева. Его архитектурный образ, эпичный и строгий, напоминал известный щусевский храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.

* *


     Но при этом Никольская церковь являлась вполне самостоятельной оригинальной постройкой. Любопытно была решена апсида: ее тройное основание перекрывалось общим широким поясом-карнизом с новгородско-псковским орнаментом из бегунца и квадратных нишек. Судя по плану, иконостас имел дугообразную форму и был как бы вогнут в алтарь. Церковь просуществовала совсем недолго и была разрушена в годы войны."

* *
А это дом,
где Андрей Петрович Вайтенс
жил в 1910 – 1911 годах,
Каменноостровсий пр. 54




"Хозяйственные постройки в имении Юсуповых Царском селе (которые не сохранились)."
Андрей Петрович занимался обустройством территории и интерьеров помещений, был построен показательный скотный двор.
На снимке птичник графини Зинаиды Николаевны Юсуповой, с которой Вайтенс работал в тесном контакте в течение многих лет.

Отделкой Юсуповского дворца на Набережной реки Мойки, д.94. А.П.Вайтенс занимался в 1910-1914.
Именно он создавал весь интерьер вестибюля и гостиной графини Юсуповой

«Переделки дворца произошли после свадьбы князя Феликса Феликсовича Юсупова и племянницы Николая II
Великой княжны Ирины Александровны в 1914 году  архитекторами А.П. Вайтенсом, А.Я. Белобородовым, С.В. Чехониным и В.М. Конашевичем
здесь были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая и другие помещения.»

     В 1912 – 1913 гг. А. П. Вайтенс продолжал работать по заказам Юсуповых в их дворце на Мойке , 94. Он проектировал интерьеры гобеленового зала, зала русского фарфора и аванзала к нему, малого  вестибюля и мебель в этих залах. Архитектура интерьеров свидетельствует об изменении творческих предпочтений архитектора – от модерна в сторону классицизма. В общем решении и деталях интерьеров этих залов им использованы композиционные приёмы  и формы классицизма но с собственной, индивидуальной трактовке. В этих работах особенно видна глубокая художественная проработка  деталей интерьеров, выполненных при тщательном авторском надзоре.





Много лет я выступала, а потом и работала в этом дворце. Почти каждый день ходила на репетиции. Там, кажется, и сейчас - Дворец культуры работников просвещения. А тогда,  в 60-х - 70-х годах прошлого века, В Юсуповском дворце был Народный театр, в котором я играла больше 15 лет... Там же  занималась потом организацией  детской самодеятельности...




     Ходила я мимо всего этого великолепия и не знала, что это придумал и спроектировал при реконструкции родной брат моей бабушки Юлии Петровны - Андрей Петрович Вайтенс...
     Её я помню и люблю. А Андрея Петровича Вайтенса не знала. Он умер в 1940-м. Я тогда ещё не родилась...


"Входной портал и павильоны "Луна-Парка". Ул. Декабристов, 39. 1912. (Не сохранились)."
Этот "Луна-Парк" был там, где сейчас находится стадион института физкультуры им. Лесгафта.
Жаль, что он уничтожен.
Там было столько радости и веселья у петербуржцев в начале ХХ века...


Одним из самых замечательных творений архитектора-художника А.П.Вайтенса (во всяком случае в Петербурге) остался
Доходный дом Ф. Ф. Нидермейера. Каменноостровский пр., 39. 1914-1916.
(Завершен в 1949-1951 архитекторами, его сыновьями Георгием и Петром Вайтенсами).
Вот как о нём рассказал Андрей Георгиевич Вайтенс, внук Андрея Петровича и сын Георгия Андреевича Вайтенса.

     В 1913 – 1914 гг. Андрей Петрович проектировал  и строил 6-этажный жилой дом на Каменноостровском проспекте, № 37б, рядом с площадью Льва Толстого. Судьба строительства этого дома очень сложна. К 1914 г. автор успел построить лишь часть жилого дома, обращенную на Новопроложенную улицу и частично на Каменноостровский проспект. Война остановила строительство, когда корпус, обращённый на Каменноостровский проспект, был возведён только на два этажа. Дальнейшее сторительство дома, частично заселённого, было завершено значительно позднее, в 1947 – 1950 гг., его сыном, архитектором Г. А. Вайтенсом. Здание стало одним из образцов петербургского классицизма. Фасад был акцентирован пилястрами коринфского ордера на высоте трёх этажей в сочетании с рустованным основанием первых двух. Тактично использован скульптурный рельеф.                                                                                     





Можно посмотреть об этом питерском доме на дочерней страничке - Каменноостровский дом.
Это ведь, наверное, главное творение архитектора, и не только Андрея Петровича, но и его сыновей.

     Наиболее крупной работой А. П. Вайтенса во второй половине 1930-х гг. была архитектурно-технического проекта  и рабочих чертежей Дома правительства Абхазской АССР в Сухуми. Эта работа была предложена ему  В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом  – авторами премированного конкурсного эскизного проекта здания. Предложение не было случайным. В. А. Щуко и А. П. Вайтенса  связывала не только давняя дружба, но и творческое взаимопонимание, единство взглядов на художественную сторону архитектуры, на важность воплощения проектного замысла в натуре, на роль архитектурной детали в этом воплощении. Андрей Петрович руководил проектной группой, в которой работали его сыновья Петр и Георгий. В 1935 г. группа была переведена из Ленинграда в Сухуми. Строительство Дома правительства первоначально велось быстрыми темпами, поэтому проектная группа работала уже в построенном трёхэтажном крыле здания.




      


     Не так давно, в конце февраля этого 2011 года, мне, наконец, удалось связаться с внуком Андрея Петровича, архитектором Андреем Георгиевичем Вайтенсом. Вот что он мне написал: 
     "Дед и В.А.Щуко были большими друзьями со студенческого времени. В начале 1930-х гг, в нелегкое ( по очень многим причинам того времени) время для Ленинграда В.А.Щуко содействовал переезду семьи деда в Сухуми, на руководство стройкой Дома Правительства. Там они и жили, примерно до 1938 г. 
     После убийства Нестора Аполлоновича Лакобы (секретаря ЦК ВКПб Абхазии) стройка была заморожена и семья вернулась в Ленинград. Дед, отец (
Георгий Андреевич Вайтенс) и дядя Петя  (Пётр Андреевич Вайтенс) некоторое время работали то в Ленинграде, то в Москве у Щуко и Гельфрейха, на проектировании Дворца Советов. 
     Дед пытался добиться продолжения строительства Дома Правительства в Сухуми, но поддержки не получил. Он был настолько этим огорчен (да думаю не только этим...), что умер после очередного инфаркта (2 из них он перенес на ногах) в декабре 1940 г. Примерно в это же время умер и его друг - В.А.Щуко." 


     Мой дед Александр Александрович Яковлев тоже был дружен с архитектором Щуко. Это ведь , все трое, однокурсники по академии художеств... Много раз слышала эту фамилию в детстве, но что говорилось, к сожалению, не помню.



Андрей Петрович Вайтенс
(начало 30-х годов)


У сына Георгия Андреевича Вайтенса - Андрея Георгиевича сохранилась очень интересная фотография группы архитекторов  под проектом этого Дома правительства в Сухуме. Судя по всему, реально построенное здание мало похоже на то, что было задумано... Кажется, что проект был гораздо интереснее того, что получилось...



Слева направо сидят: Андрей Петрович Вайтенс, Георгий Андреевич, сын его, Мария Евгеньевна Вайтенс. 
Справа у стенки стоит Пётр Андреевич, второй сын главного архитектора. Про остальных мне пока не известно.



Если смотреть на фасад здания, то на нижней фотографии заснято левое трёхэтажное крыло. Наверное, именно там работал Андрей Петрович с сыновьями, во время строительства... В этом здании и по сей день правительство республики Абхазия. Много позже, кажется, в 80-х годах для правительства был отстроен новый многоэтажный корпус в стиле Белого дома в Москве, но во время войны 1992 - 1994 года его безжалостно сожгли. Так и стоит горелый остов в центре красивого южного города. Но корпус, построенный родным братом моей бабушки (Андреем Петровичем Вайтенсом) не пострадал и украшает Сухум и по сей день. Сухум - город, где волею Судьбы живу я со своим мужем вот уже более 10 лет... Эти фотографии сделаны нами 18.04.2008.

     В конце 1930-х гг. политическая ситуация в Абхазии изменилась. Это повлияло на ход работ. Андрей Петрович мог завершить только передние трёхэтажные корпуса здания и частично боковые его части. Построенные части были подготовлены для эксплуатации. В этой работе автор интерпретировал элементы и формы классической архитектуры. В характере рустованной стены, в решении деталей фасада и особенно в интерьерах чувствуется  влияние итальянского Ренессанса.                                                             




      Одновременно с этими работами Андрей Петрович руководил Архитектурным бюро Абхазии. Под его руководством проектировались в Сухуми жилые дома, больницы, школы,  курортные здания.                                                                                               





Последний взгляд на центральную часть фасада здания правительства Абхазии...
По-моему, красиво... Пусть оно стоит долго-долго!




Один из последних портретов Андрея Петровича Вайтенса

     В 1939 г. в связи с осложнением финансирования строительства Дома правительства Андрей Петрович был вынужден покинуть Сухуми и возвратиться в Ленинград. В 1940 г. он скончался от болезни сердца. Многие его идеи и замыслы остались незавершёнными.



 

Андрея Петровича не стало 21 декабря 1940 года.   



Я уже вскользь упоминала, что жена его – Софья Казимировна, урождённая Подсендковская погибла во время войны. Насколько я знаю, машина, на которой вывозили эвакуированных из блокадного Ленинграда провалилась под лёд Ладожского озера. Не для всех эта дорога      стала «Дорогой жизни».



Последнее пристанище Вайтенсов
Андрея Петровича и
Софьи Казимировны
на Лахтинском кладбище.

















Уменьшить


     А это единственный имеющийся у меня снимок сына Андрея Петровича 

 - Георгий Андреевич Вайтенс с женой Марией Евгеньевной Вайтенс (70-е годы 20 века).



Совсем недавно, в марте этого 2011 года мне всё-таки удалось связаться с внуком Андрея Петровича, сыном Георгия Андреевича Вайтенса, Андреем Георгиевичем. Вот интересный отрывочек из его письма:

-"Несколько фактов из его (Андрея Петровича) жизни. Дед и В.А.Щуко были большими друзьями со студенческого времени. В начале 1930-х гг, в нелегкое (по очень многим причинам того времени) время для Ленинграда В.А.Щуко содействовал переезду семьи деда в Сухуми, на руководство стройкой Дома Правительства. Там они и жили, примерно до 1938 г. После убийства Нестора Аполлоновича Лакобы (секретаря ЦК ВКПб Абхазии) стройка была заморожена и семья вернулась в Ленинград. Дед, отец и дядя Петя некоторое время работали то в Ленинграде, то в Москве у Щуко и Гельфрейха, на проектировании Дворца Советов. Дед пытался добиться продолжения строительства Дома Правительства в Сухуми, но поддержки не получил. Он был настолько этим огорчен (да, думаю, не только этим..), что умер после очередного инфаркта (2 из них он перенес на ногах) в декабре 1940 г. Примерно в это же время умер и его друг - В.А.Щуко. " 

А было Андрею Петровичу Вайтенсу всего 62 года...

 

«Назад | Вперед »




   

счетчик посещений

 

        Гостевая


 



 sundry, все права защищены.  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Реклама | Жалоба  
Amiro CMS: Работает на системе управления сайтом 

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS