Самый древний Аносов.

     Совсем недавно (в августе 2009 г.) в гостевой книге этого сайта я получила подарок от неизвестных мне Аносовых - они прислали ссылку-информацию о сайте Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовский монастыря. И, кажется, основатель его - Преподобный Иаков - самый древний из известных на сегодняшний день представителей рода Аносовых. Не могу с уверенностью утверждать, что есть прямая связь этого Аносова  с родом "наших" Аносовых, но это вполне возможно... Привожу здесь адрес  сайта со статьёй Авдеева Житие преподобного Иакова  . Изображения собраны мною с нескольких интернет-сайтов.

     "Преподобный Иаков родился в Галиче, в семье благочестивых и благородных родителей - бояр Аносовых", имевших земли в Галиче Костромском. Он родился во второй половине XIV века.

     Имя, данное ему при крещении, неизвестно.

 

Уменьшить

Уменьшить

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
     "После ранней смерти родителей, раздал юноша свое имущество и исполненный глубокого смирения и духовной чистоты, ступил  в обитель к  Преподобному Сергию Радонежскому". От руки самого великого игумена он принял пострижение в монашество с именем Иакова. Несколько лет он жил в Троицкой обители. 
   Уменьшить  …Он испрашивает благословения преподобного Сергия и возвращается в родные места. Путь его лежит к реке Тебзе, на берегу которой он на какой-то день своего пути оказался, утомленный путешествием. Преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни.
     В 1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников  в небольшой, построенной им самим, келье, перед которой водрузил деревянный крест.       Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря…  Двадцать лет преподобный прожил в полном одиночестве и получил от Бога дар прозорливости.


     Святость жизни преподобного разнеслась по всей округе. Позднее к нему стали присоединяться другие молитвенники.
     Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель -

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь с Храмом Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преп. Иакова Железноборовского.

     Монастырь находится в Буйском районе на левом берегу реки Тебзы на расстоянии 85 км от города Костромы, от Буя в 15 км (между Сусанино и Буем, на авто ехать по Буйской дороге).
     Храм был построен и освящен 1743-57 годах. Это одно из первых каменных зданий.
     В старину он располагался на буйском торговом тракте при селе, которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас - село Борок.
 
Уменьшить
    
     Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Предание говорит, что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом,где преступники занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа.

 
     В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389 - 1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, дал ему средства построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели. (В 1450 году великий князь Василий Васильевич (1415 - 1462) после победы над князем Димитрием Шемякой посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.
    
     В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: "поля остались несжатыми". В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем для всех приходящих.

     В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил храм во имя святителя Николая , выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.  Митрополит Иона рукоположил его.


Скончался Иаков 11 апреля 1442 года и был погребен в Предтеченской церкви основанной им обители. Нетленные мощи преподобного были обретены 5 мая 1613 года и пребывают под спудом храма. Память прп. Иакова отмечается 5 (18) мая, в день обретения его честных мощей.  

Уменьшить

 

Так выглядит монастырь сегодня.

Адрес: Буйский район, село Борок, Колхозная улица, 43

 

     И после смерти Иакова монастырь пользовался покровительством князей и царей российских. Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой командный пункт он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными селоми.

     Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский сын из Гаича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря: сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву отшельническую пустынь

    Уменьшить
 

Буйский район Костромской области. Иаково-Железноборовский монастырь у с. Борок.

Церковь Рождества Богородицы. Справа от нее колокольня и основной объём церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Ещё правее за кустами Трёхсвятская церковь.
28 июля 2007 года
(Фот. Мителев Александр)

 
     По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что "было в монастырских вотчинах 10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских, а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек". Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия, мы видим его в таком состоянии: "В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская, да 15 келий братских, а в них живет 32 человека".

     В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из иеромонахов Донского монастыря
 
     Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича.

     В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.

     В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое.

     Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри.
 Монастырские здания. 
 
     Изобилие строевого леса, принадлежавшего Железноборовскому монастырю, определяло то, что при весьма не скудных средствах, в нем постройки долгое время были деревянными.

     По монастырской описи 1743 года значатся все здания деревянные, а именно: 1. Церковь Рождества Иоанна Предтечи с пятью главами и папертью. 2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с пятью главами и с приделом Иакова Железноборовского Чудотворца. 3. Церковь теплая во имя святителя и Чудотворца Николая с одной главой и с трапезой. 4. Над святыми вратами церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с одной главой и папертью. 5. Восьмиугольная шатровая колокольня с боевыми часами. 6. Вокруг монастыря ограда с пятью башнями. 7. Игуменские и братские кельи со службами. 8. В Брылевской пустыни, принадлежавшей монастырю, церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с одной главой и двумя братскими кельями.

     Каменное строительство началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году игуменом Досифеем. Вскоре после этого началось строительство другой каменной церкви одноэтажной с пятью главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней. Церковь освящена игуменом Феофаном в 1761 году. Внутренность храмов украшена была резными и вызолоченными на полимент иконостасами со святыми иконами греческого письма. В 1811 году вместо деревянной ограды сделана новая, каменная, с небольшими по углам башнями. После 1825 года построены каменные настоятельские и братские кельи. Вне монастыря выстроена деревянная гостиница для приезжающих и богомольцев.

     При игумене Порфирии (1843-1850) построены: одноэтажный небольшой корпус для гостиной внутри монастыря, каменный, с деревянной крышей; такой же корпус для братской трапезы близ башни, в которой прежде находился трехсвятительский храм.
Уменьшить 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

     Храм Рождества Пресвятой Богородицы постройки 1757 года, состоит из двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, с центральной световой главой и четырьмя угловыми глухими декоративными главами, с купольной кровлей, большой алтарной апсидой (свод-конха) и галереи, примыкающей к основному объёму с северной и западной стороны (придел и притвор). Восточный торец галереи переходит в алтарную апсиду придела, имевшую прежде завершение в виде луковичной главы.
     Силуэт храма имеет пирамидальное построение. Основание его глав двуярусны: их круглые шейки поставлены на восьмигранные тумбы.
     Здание выполнено из красного кирпича 6,5/7х15х 31/32 см на известково-песчаном растворе, имеет бутовый фундамент и перекрыто сводами с воздушными коваными связями.
     Кирпичный декор фасадов достаточно аскетичен; храм привлекает мягкой живописностью силуэта, острохарактерным рисунком боковых глав группирующихся у основания центральной главы. Декор четверика состоит из развитого в высоту, достаточно детализированного карниза, скромных оконных обрамлений, и профилированного цоколя повторяющегося на апсидах и фасадах галерей. Углы четверика и галереи обработаны лопатками. В северо-западном углу галереи (внутри помещения) существует подполье с плоскими деревянными перекрытиями; вход в него осуществляется через проём в основании западного фасада.
     Украшением храма был иконостас в стиле классицизма (ныне утерян). Здесь покоились мощи преподобного Иакова. Над ними возвышалась резная вызолоченная сень.
     После закрытия в 1927 году Железноборовского монастыря храм Рождества Пресвятой Богородицы, подобно другим культовым зданиям комплекса, был приговорён к последовательному неуклонному разрушению. В нем разместили колхозную мастерскую по ремонту тракторов, уничтожили всё внутреннее убранство, выломали полы, проломили в западной стене притвора, на месте главного входа широкие ворота, разрушив среднюю часть фасада паперти. Был пробит входной проём и с южного фасада в углу апсиды (впоследствии обрушился).
     Брошенное на произвол судьбы, лишённое малейшего ремонта, здание, лишилось кровли, стропил, снесены верхние части глав четверика, полностью уничтожена глава над алтарём придела. Растёсаны окна и двери, из них выдраны решётки, исчезли оконные рамы и дверные заполнения, значительно разрушен карниз придела апсид и западного притвора, своды пониженной части храма, десятилетиями лишённые кровли, находятся в остро-аварийном состоянии, в нескольких местах наблюдаются разрушения.
     В настоящее время Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь передан Костромской Епархии и в нем размещается община мужской братии. Силами братии и ведутся восстановительные и консервационные работы, как церкви Рождества Богородицы, так и по другим объектам монастырского комплекса.
Уменьшить 
Трёхсвятительская церковь в Иаково-Железноборовском монастыре,
расположенном в Буйском районе Костромской области.
28 июля 2007 года
(Фото. Мителев Александр)

Уменьшить 

Поругание и возрождение.

     После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области.

     По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно- Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития. На подворье подвизаются 7 человек братии, среди которых иеромонах Адриан и иеромонах Андрей, остальные послушники. Иеромонах Адриан верит, что монастырь будет восстановлен не только материально, но и духовно. "Руки у меня опустятся только тогда, когда глаза закроются. Мы затем сюда и пришли, чтобы воссоздать заповеданное преподобным Иаковым Железноборовским".

 

Уменьшить 

 
 

 

счетчик посещений + 100 000  С 22.07.2010
Самый древний Аносов  |  Сабакины  |  ГОРНАЯ ДИНАСТИЯ АНОСОВЫХ  |  Брошюра правнука Павла Петровича  |  АНОСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ  |  К родословной П. П. АНОСОВА  |  Метеонаблюдения на Южном Урале  |  П.П. Аносов Тайна булата  |  Прощание со Златоустом  |  Н.П.Аносов Заблоцкого Е.М.  |  К биографии Н.П.Аносова  |  Н.П.Аносов Афанасьева П.Ю.  |  Семья Аносова Н. П.  |  Адмирал Панфилов отец С. Аносовой  |  По следам переписки  |  Аносов Н.П. в Забайкалье  |  Маршруты в Амурском крае  |  Н.П.Аносов на Дальнем Востоке  |  В поисках московской ветви  |  Бароны Штемпель  |  Аносовы-Таскины и др.

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS