Фрагменты из книги:
А. Н. Алексеев, Р. И. Ленчовский.
Профессия – социолог (Из опыта драматической социологии: События в СИ РАН 2008 / 2009 и не только). - 2009.
14.06.2009. Андр. Ал.
(ВИКТОР И ЛИДИЯ СОКИРКО)
6.2.9. Из переписки с Виктором Сокирко и Лидией Ткаченко
(декабрь 2007) [1]
А. Алексеев – В. Сокирко и Л. Ткаченко
Дорогие Виктор и Лидия!
(В дальнейшем, обращаясь персонально к Виктору, подразумеваю вас обоих).
Письмо будет большим и, пожалуй, ответственным.
Второй день хожу под сильнейшим впечатлением от
вашего сайта (персональной страницы), под непритязательным там
названием “Виктор Владимирович Сокирко и Лидия Николаевна Ткаченко”. [2]
Найти его мне не составило труда, через Яндекс. (Фамилия Сокирко, по
счастью, мало распространенная). Меня пока хватило на прочтение
нескольких обзорных и пояснительных текстов [3] и др. Бегло - отдельные файлы, чтобы понять содержание и структуру. Просмотрел и прослушал целиком «Весну света» - убедился, что Ваши диафильмы доступны моей машине.
Очень внимательно прочитал Лилино «О Вите». [4]
Освоить ВСЕ - труд, пожалуй, не меньший, чем
чтение всех 4-х томов моей “Драматической социологии...” (кстати,
построенной, в общем, по тому же принципу). Но, в отличие от указанных
томов, ваше с Лидией произведение не подавляет габаритами, поскольку
они виртуальны.
(Сделано, кстати, очень компактно,
технологически изящно, с заботой о не шибко квалифицированных
пользователях. Это, скорее всего, заслуга кого-то из младшего поколения
Сокирко; но методология-то ваша!)
Я, конечно, с давних пор относился к Вам, Виктор, с чрезвычайным уважением, но тут “зауважал” (не то слово!..) непомерно.
...Напомню: в “Драматической социологии и
социологической ауторефлексии” Виктор Сокирко фигурирует: как автор
читанных мною в конце 70-х гг. самиздатских сборников “В защиту
экономических свобод” и один из редакторов знаменитых “Поисков”; как
один из экспертов-прогнозистов в нашем с М. Я. Гефтером и Виктором
Шейнисом (упоминаю лишь хорошо известных Вам) опросе рубежа 70-80-х
“Ожидаете ли Вы перемен?”; наконец, как инициатор уникального
правозащитного опыта общественных судов присяжных (уже 90-е гг.).
См. все это в т. 1: с. 94, с. 109-116; в томе 4: с. 80-85. Ну, и еще есть эпизодические упоминания...
Однако МНОГОГО Я НЕ ЗНАЛ - и не только в 80-х и
2000-х, но и до вчерашнего дня, хоть нам и случалось обмениваться
телефонными звонками и письмами (особенно в 2000-2001).
Во-первых, не знал о существовании вашего
замечательного СЕМЕЙНОГО ТАНДЕМА - В. и Л. Сокирко. Относил все “за
счет” Виктора…
Во-вторых, ничего не знал о вашем “ПАРТИЗАНСКОМ
КИНО”. Этот ваш уникальный изо- и аудио-самиздат, то самое
любительство, что выше всякого профессионализма, особый, бесценный
культурный вклад.
В-третьих, не предполагал такую степень нашего
со-звучия в попытках СБЕРЕЖЕНИИИ ЖИЗНЕННЫХ СЛЕДОВ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВ
ВРЕМЕНИ (дневники, диафильмы).
В-четверых, вдруг осознал всю МНОГОСТОРОННЕСТЬ
И ЦЕЛОСТНОСТЬ Вашего таланта, где соединяются черты социального
мыслителя, общественного деятеля и культурного творца.
Вообще-то, любого из разделов вашего
сайта-жизни (будь то “партизанское кино”, “дневники”, “идеология”,
“экономика и нравы”, “антивоенное движение”, “семья и дом”, к чему
можно было бы добавить “путешествия”, кабы не пронизывали они все
остальное), так вот - любого из этих аспектов хватило бы на славный
жизненный итог. Но тут - “человек-оркестр”... И жизнь - симфоническая.
Удержусь от дальнейшей рецензии на “феномен
Сокирко” (их, этих рецензий, хватает и на самом сайте). Скажу только,
что другого такого примера среди людей, с кем свела судьба, у меня нет
(ну, может, несколько...), чтобы так все сочеталось.
Отчасти для себя, отчасти для нескольких
друзей, чье внимание я хочу обратить на этот Ваш столь близкий мне и по
интенции, и по стилю, и по жанру труд, прилагаю сделанное мною
детализированное оглавление сайта В. и Л. Сокирко.
…Тут стоит заметить, что мы с Вами “паслись”
все время на соседних “полянах”, разве что, моя не была так
“заминирована”, как Ваша. Притом, что оказывались с 60-х по 90-е гг. на
расстоянии одного “посреднического” рукопожатия (это были и Марк
Поповский, и Михаил Гефтер, и Виктор Шейнис с Аллой Назимовой). Было,
однако, у нас различие в возрасте идейных прозрений, гораздо более
раннем у Вас (что и привело В. Сокирко в деятельный диссидентский круг
в конце 60-х, когда Ваш нынешний корреспондент разве что “почитывал”
самиздат и тамизат).
Я старше Вас на пять лет, но готов повторить свою самооценку 15-летней давности: запоздалый или “дурной” шестидесятник. [5] Впрочем, нравственные камертоны наши, думаю, не диссонировали.
В общем, у каждого своя жизнь... Кажется,
буквальный перевод “синергии” (от которой - синергетика) - это
со-трудничество человека с Богом. Тут - соединение Личности, Случая и
Обстоятельств (вместе - Судьба). В том, что от Вас зависело, мне
кажется, Вы распорядились своей судьбой наилучшим образом.
Кстати сказать, в истории диссидентского и
правозащитного движения место (иногда говорят - “ниша”)
Буржуадемова-Сокирко уникально. Ну, я думаю, Вы и сами это сознаете. Не
знаю, чтобы кто-то еще из правозащитников 70-х гг. ставил экономическую
свободу во главу угла, вовсе не пренебрегая другими свободами. Ну, в
гефтеровском поиске взаимопонимания, духе ДИАЛОГА - хоть с соратниками,
хоть с оппонентами, и даже с властью, Вы были не так оригинальны. И
слава Богу, что в этом не одиноки.
Думаю, Вы уже нашли во “вместо заключения” к
4-му тому моей книжки раздел, специально посвященный М. Гефтеру (с.
517-525; см также том 1, глава 1). Нам с Вами, Виктор, повезло с этой
встречей и со-трудничеством с Михаилом Яковлевичем..
И еще одна точка соприкосновения моя с Вами, точнее - не соприкосновения, а со-звучия и со-гласия.
Последние лет десять я особенно активно, в качестве социолога,
занимаюсь проблематикой биографического метода, семейной памяти и т. п.
В том 2 известной Вам книжки включен своего рода манифест 2000 г . на
эту тему, называется “Эстафета памяти” (с. 471 и далее). Но, как видно,
Вы над этим задумались много раньше меня.
В подтверждение тому отошлю вас с Лилей, к
главе, не уместившейся в бумажном варианте моего “многокнижия”, однако
размещенной в Интернете: «Корни и ветви. XVIII-XXI в.» [6]
Там Вы найдете и мою собственную семейную
хронику, которая называется... “КОРОТКА МОЯ ПАМЯТЬ... (о моих родителях
- для моей дочери)”. [7] Мотивация этого текста - та же, что и Вашей «Памяти о маме». [8]
Только Ваш текст - 1975 года, а мой - 1997-го, да если еще разницу в
возрасте учесть, то опередили Вы меня… на 27 лет! Вам было 36, когда Вы
сообразили передать “эстафету памяти” детям, а мне, увы, 63. А ведь
мать моя скончалась, когда мне еще и 30 не было.
(Вот еще и Лидин текст нашел – «Моя родословная» (1981) [9]. И ведь начинается почти как у меня:
«Мне сейчас 42, моей маме 68. Для вас, дети, мы
единственные, еще живущие прямые хранители памяти о наших предках по
моей линии, и некому, кроме меня, передать эту память вам. И потому
будьте снисходительны к моей для вас работе и благодарны за собранные
факты».
И тоже - за 15 лет до меня это написано…)
«Коротка моя память…» помещена на
американо-российском сайте, который сам по себе замечателен. Он
называется «Международная биографическая инициатива» [10],
организован двоими социологами - русскими, давно живущими в США, но
поддерживающими тесную связь с российскими коллегами (Дмитрий Шалин и
Борис Докторов), и являет собой образец истории российской социологии
“в лицах” <…> Полистайте, при случае.
<…> Еще и еще раз - поздравляю себя со своим “открытием” вашего opus magnum. <…> 20.12.2007.
**
Виктор Сокирко – Андрею Алексееву
<…> В субботу, поздно вернувшись с дачи с
рюкзаком яблок, был встречен Лилей: «Иди, скорей читай, что тебе
Алексеев написал. Он и мое «О Вите» читал очень внимательно!» И вот за
радостный голос жены, как за особо ценный подарок в это предновогоднее
время примите мою искреннюю благодарность. <…>
Да, Вы правы, мы с Вами во многом похожи, не
только в плюсах, но и в минусах, в частности, в малой способности
отказываться от второстепенного ради осмысления главного. Поэтому
разобраться в нашем сайте столь же трудно, как и в Вашем
четырехтомнике, сконцентрировавшем все Ваше многоплановое богатство.
Сейчас я с тотальным знакомством с ним не тороплюсь , а пользуюсь
только Вашими указаниями.
Конечно, прежде всего меня заинтересовала Ваша декларация «Эстафета памяти». [11]
Постараюсь ее размножить и передать своим детям и друзьям в надежде на
то, что они будут создавать свои собственные семейные хроники-сайты и
тем самым практически включаться в работу осознания себя, как
исторического (бессмертного по самосознанию) народа... Конечно, я
надеюсь, что мы будем помогать в этом друг другу.
Еще большая благодарность за Ваш большой труд
по составлению для друзей детализированного оглавления нашего сайта. Я
сознаю, что работа эта необходима, я ее называю необходимым
структурированием материала, но до сих пор она у меня не получается, и
хотя уже не раз я приступал к ней, но пока все неудачно. И в связи с
этим хотел бы получить от Вас поддержку. Понятно, что естественное
оглавление любого материала – прежде всего хронологично, просто по мере
его появления и осознания. Но поскольку жизнь обычно многопланова, а ее
темы часто меняют друг друга, то для общего понимания часто необходимо
логически их выстраивать отдельными разделами.
Я хотел бы, чтобы читатель увидел на сайте, как
страна прощалась с диктаторским понятием коммунизма и имперским
пониманием России – через мои мысли и споры со знакомыми и героями
книг. 1980 г. – «год коммунизма» в тени Бутырки – пик этого осознания.
Но даже эта, очень суженная тема чрезмерно широка для ознакомления
сходу. Вот если удастся сузить ее еще кардинальней, до сотни страниц,
тогда появится надежда, что кто-то сможет с ней ознакомиться взаправду.
Но тогда, например, до темы, что случилось с идеалами Глеба
Павловского, в моем рассказе дело так и не дойдет, просто из-за
нехватки времени. А ведь и это не самый важный вопрос в сравнении с
тем, как Глеб - самый талантливый и любимый ученик М. Я. Гефтера -
позже оказался чуть ли не учителем Путина, т. е. стал у истоков
последней трагедии не только кавказцев, но и всего российского народа.
И вот оказывается, что, мы, «поисковцы» [12], через Глеба вырастили нынешнего Путина, воплотителя насилия и имперского духа.
Другая линия основной части нашего сайта - история религиознно-философских учений, включая нынешний естественный атеизм.
Третья сторона нашей жизни – домашняя экономика (дети и шабашки).
И наконец, последняя итоговая сторона - про
разнообразие российских стран - регионов которые можно квалифицировать
как по четырем природным широтам - тундра, тайга, черноземье, степь,
которыми шли друг на друга войнами народы, так и, напротив, по семи
меридианам: Днепр, Дон, Волга, Урал-Каспий, Обь-Арал,
Алтай-Енисей-Саяны, Лена-Монголия, Амур-Китай, по которым веками
распространялись товары и вероучения. Так, волны насилия и создания
Империй в Евразии идут от века по широтам, а гармоничное упорядочивание
и строительство Федерации (Союза) - по меридиональным дорогам-рекам. В
свое время Россия с помощью жутких казаков-землепроходимцев и их
западным оружием разрушила естественные культурные связи восточных
народов по меридианам и погубила многие из них. Теперь приходит время
восстанавливать справедливость. Возвращение России к гармонии земель и
свободных людей на величайшем континенте - наша последняя и главная
мечта.
Я понимаю, что говорю сейчас очень невнятно.
Надеюсь, что смысл проявится яснее, когда Лиля проредактирует последний
вариант биографического изложения всего материала «дневников и
фильмов». На себя одного я уже не надеюсь. Разве что в конечном итоге.
Если, например, найдутся заинтересованные помощники, способные наши
дневники и фильмы перезаписать в доступном для ознакомлении виде и тем
самым привлечь к ним внимание некоторого круга людей. Вот тогда может
оказаться, что мы будем полезными для рождения федеральной России.
В заключение, отвечаю на ваши вопросы.
1. Действительно, на нашем сайте нет старых
экономических сборников «В защиту экономических свобод» («ЗЭС»; 11
номеров). Хотя желательность их оцифровки мы прекрасно понимаем. Но
пока нет для этого ни сил, ни средств. <…> Вот, если сами
справимся с дневниками и диафильмами, иными не напечатанными статьям
80–годов и материалами первых лет существования Общества ЗОХиЭС [13],
если будем живы и иметь средства – придет время и для «ЗЭСов», если Вы
или кто-то иной не убедит Лилю и меня в другом порядке. Но если Вам
что-то нужно для себя, напишите. Мы отксерокопируем нужный материал.
2. И еще, большое спасибо за сообщение, что вам удалось посмотреть диафильм «Весна Света». [14]
Для нас это событие, потому что Вы первый, кому это удалось сделать
через Интернет. Смотрела ли его Зина? И если можно, то передайте свои и
ее впечатления нам и нашему старшему сыну Тёме, который живет в Кельне
и занимается нашим сайтом <…>. Нам же такие сообщения просто
радость, как и в прежние диссидентские времена. Если посмотрите фильм
про Бутырку («Наши пансионаты») и «Устюрт», это вообще было бы
замечательно...
В отношении возможности использования
материалов сайта Вы совершенно правы - я старый самиздатчик и потому «В
добрый час!». Буду только счастлив.
Еще раз спасибо и с Новым Годом! Всем питерцам, кто меня знает, большой привет! <…> 28.12.2007.
* * *
Андрей Алексеев – Виктору Сокирко
<…> Спасибо на добрых словах. "Коротка моя память..." [15]
писалось 10 лет назад, Интересно, как совпали наши с Лилей мотивации
(вплоть до текстуальных перекличек) - в написании такого рода
сочинений. Только она - раньше. Ей для этого мои призывы типа "Эстафеты
памяти" не понадобились...
Спасибо и за принятый "заказ" на оцифровку и т.
д. сборников ЗЭС. Замечательно, что они у Вас сохранились. Признаюсь,
что в 1983 г. - незадолго до обыска - мне пришлось присутствовать, а
точнее сказать - участвовать в сожжении в печке нескольких сборников
ЗЭС, на квартире одного из своих друзей. Не придумали, как их
запрятать.
Мне тогда при обыске повезло - "чужого"
самиздата (не говоря уж о тамиздате), кроме собственных дневников и
писем не нашли. А те - хоть и дали повод для преследования, но выше
предостережения органов и исключения из партии тогда не потянули (ну,
все это описано еще во 2-м томе "Драматической социологии...").
Нам с Вами еще надолго хватит смотреть и читать
сочинения друг друга. У меня на очереди - несколько Ваших диафильмов и
"Феномен Сокирко". Освою - поделюсь впечатлениями.
<…> Мои рассылки [16]
на сплошное прочтение "рекомендуемого" никак не рассчитаны. А вот
именно - "посмотрел чуток, и хватит". В отличие от Вас, я на пикеты не
хожу. Так что не будем приписывать мне "молодость и энергию", а Вам
что-либо другое.
Коль скоро Вы отправляете копии своих писем Артему, то так же поступлю и я. Пользуюсь
случаем передать ему читательскую благодарность за сайт родителей и
восхищение его оригинальностью, технологичностью, дизайном и качеством.
С любовью сделано. <…>
Пока все. Наши с Зиной новогодние приветы Вам и Лиле. <…> 3.01.2007.
* * *
Андрей Алексеев – Виктору и Лидии Сокирко
<…> Я вообще-то в долгу перед Вами. Все откладываю дальнейшее освоение всего вашего
– на сайте «Сокирко-Ткаченко» (хотелось бы, чтобы оно было не менее
основательно, чем ваше освоение «Драматической социологии») и новые
опыты по просмотру диафильмов из Интернета. Ведь получилось же с
«Весной света», а потом как-то потерял алгоритм… Но – найду. Только
сдам книжку в издательство и займусь этим.
Антиимперские соображения Виктора мне, как
всегда, очень созвучны. А гео-историко-культурно-политическая идея
насчет «параллелей» и «меридианов» (движения народов «по горизонтали» и
«по вертикали») - так кажется просто подарком профессиональным
историкам. Встречали ли вы где что-либо подобное? Ищите себе предтеч и
профессиональных союзников.
Тут еще то интересно, что эту макро-идею Вы
умудрились как-то реализовать в собственной жизни, благодаря своим
туристским наклонностям. Завидую. (Как, впрочем, и нынешним вашим
разъездам. <…> Через детей и внуков – весь мир рядом). <…>
7.01.2008.
==================
[7] Фрагменты этого текста см. ниже: раздел 7.1.3.
[11] См. ниже: раздел 7.1.1.
[12] Имеются в виду участники свободного самиздатского журнала "Поиски" (1977-1981).
[13]
ОЗОХиЭС – Общество защиты осужденных хозяйственников и экономических
свобод. См. подробно в: Сокирко В. В. Сумма голосов присяжных в поиске
граней экономической свободы: Учебное пособие. – М.: РосКонсульт, 2000.
(Электронная версия книги - на сайте Lib.Ru: http://lib.ru/POLITOLOG/SOKIRKO/prisyazhnye.txt).
[16] См. выше: раздел 3.P.
|