В начале прошлого ХХ века...


Есть у меня небольшая серия интересных фотографий времён Первой Мировой войны.  К сожалению, информации о фотографиях очень мало. Раздобыла книжку " История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 - октябрь 1917 г.) Автор П.Д.Дузь - 3 изд., доп. - М; Машиностроение, 1989. - 336 с.  Кое-какая информация и технические данные оттуда.


Уменьшить
Моноплан  Демуазель (Французский самолёт). Фото сделано в Варшаве, это ангары на Мокотовом поле.

"Россия несла на себе основную тяжесть империалистической войны. Она пролила больше всего крови. потеряла больше всего территорий, в неизмеримо большей степени, чем Англия и Франция, расстроила своё хозяйство"
История дипломатии. М. 1945 Т. II C.277
По словам Алексея Толского "Только  из-за невежества. глупости, полнейшей безграмотности царского высшего командования, из-за всеобщего хищения и воровства, спекуляции, предательства не была выиграна...  та война"
А.Н.Толстой  "Что мы защищаем"/ Венок славы/ Современник т.12 1983 Т.1 С.143

     Подобно сухопутной армии и русская авиация приняла на себя основную тяжесть борьбы в воздухе. Русским авиаторам приходилось воевать в основном на плохо вооружённых самолётах устаревших типов, в то время, как у кайзеровской Германии уже имелась мощная военная авиация.
     Ниже основной учебный самолёт  "Фарман" на котором и в 1914 - 1918 году обучали русских лётчиков.


Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана "Фарман" 1912 г..      Фото  из коллекции С.В.Кирильца.

Уменьшить
Я думала, что это двухместный истребитель биплан "Лебедь", а оказалось, "Анатра". 

Сегодня  вот (01.05.2012)  получила я в Гостевой такое письмо:
"Вы интерсовались типом аэроплана, который отаннотирован на вашем сайте как "Двухместный истребитель биплан "Лебедь" (?)".
Могу вам сообщить, что это двухместный разведчик, но не постройки петроградского авиационного завода В.А.Лебедева, а авиационного предприятия "Анатра" (президент фирмы Н.Н.Анатра) в г. Одессе. Его обычно называли "АНАДЕ" по принятому тогда телеграфному сокращению от полного наименования "Анатра Декана". Декан это искаженная фамилия заводского конструктора французского инженера Е.А.Декампа.
Двигатель"Гном-моносупап" 100л.с., бомбовая нагрузка 30кг.; скрость у земли 115 км в час; максимальная скорость 136 км в час; время набора высоты 1000 м - 7 минут, 2000 м - 16,5 минут; потолок 4000м. "


Большущее Вам спасибо,  Борис Юрьевич (Степанов).  Так хочется, чтобы на моём сайте была настоящая информация...

Уменьшить

Обратилась я на  Форум военно-исторических реконструкторов с просьбой помочь определиться с изображённым на снимке. С благодарностью помещаю здесь первый полученный ответ от Старшего прапорщика (такой чин у него на форуме) по имени Соколик:

"Судя по снимку: -Всё-таки аэродром (а не вынужденная посадка в случайном месте) - под хвостовой балкой подпорка, явно, штатная, рядом с офицером(пилот?) - замасленый технарь. Не красные, РИА, либо белые - френч на офицере поздний, Керенский, Колчак - полосы нашиты от воротника к карманам.

 По почве-растительности, думается, - южные губернии (Крым, Кубань, Ставрополье...). Может быть, Оренбуржские степи. В авиации особо не волоку, но смею предположить, что аппарат завершающего этапа ПМВ. Повреждение скорее всего боевое, не с птицей же небо не поделили!. Дело за малым, определить марку аэроплана и далее по цепочке можно выяснить всё (или почти всё), что касается по крайней мере пилота, эскадрилии и подразделения  к которому оная была придана. Спецы тут есть по авиации - им слово ...

И вот 16 июня 2016 получила я такое сообщение от Хайрулина Марата, историка, который занимается (в частности) изучением истории авиации периода Первой Мировой и Гражданской Войн

     "Первыми самолёты этого типа получили авиаторы 12-го корпусного авиаотряда. Это произошло в июле 1916 года на Юго- Западном фронте. Как правило, самолёт был вооружён одним пулемётом на турели у наблюдателя. В редких случаях ставили второй пулемёт на верхнем крыле (курсовой), стрелявший поверх оси вращения винта. На данном снимке в кабине наблюдателя установлен пулемёт «Льюис». Причина повреждения (дыра в капоте) не боевая, а техническая. 100-сильный 9-цилиндровый мотор "Гном-Моносупап" при работе крутился против часовой стрелки вокруг оси вала. С одного из цилиндров в полёте (или на земле) сорвало одну из его частей: клапан, коромысло (тягу), толкатель или всё вместе, следствием чего явилась такая неровная дыра. Снимок мог быть сделан вероятнее всего в 1917 году на Юго-Западном фронте, где на вооружении авиаотрядов находилось наибольшее количество «Анатра Д»."

     Он же прислал интересные ссылки о лётчиках начала ХХ века:
 "СТРАШНЫЙ РИСК: ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛЁТЧИКА_КАЗАКА".  И, кроме того, ссылку на перечень своих статей на эту тему   и материал "ФОТОГРАФИИ С ГРАЖДАНСКОЙ... Налеты авиации красных на Новочерскасск, Ростов на Дону и станицу Вешенская в 1919 году."

Спасибо Вам, Марат!
 К сожалению, пока я так и не знаю, кто именно на фотографии...
Но на сайте "Ахтырские гусары" есть информация о лётчике Владимире Николаевиче Есипове. Интересно, что он не только в одном полку служил с родным братом моей бабушки Филиппом Петровичем Вайтенсом, но и в одном с ним 6-ом эскадроне (Ахтырский полк)
Есипов  летал  на самолёте "Ньюпор".  С разрешения руководителей сайта помещаю эту информацию здесь.

Полеты летчика штаб-ротмистра Есипова*

     Несколько лет назад в библиотеке исторического факультета Каменец-Подольского государственного университета были найдены три газетные заметки, повествующие о нескольких эпизодах из жизни штаб-ротмистра 12 гусарского полка Владимира Николаевича Есипова. Каменец-Подольский во времена расквартирования ахтырцев в Медижибоже был центром Подольской губернии. Клубу "Ахтырские гусары" эти материалы были любезно предоставлены Олегом Погорельцем и Владимиром Николаевым, проживающими в г. Хмельницком.

 

Газета "Подолiя" № 87 от 27 июля 1913 года

     Меджибож. На днях во время смотра артиллерии 12 армейского корпуса и занятий 12 кавалерийской дивизии, прибывший из Киева на «Ньюпоре» летчик 12 гусарского Ахтырского полка штаб-ротмистр Есипов в течение получаса летал над войсками лагерного сбора на значительной высоте, показывая блестящие приемы управления аэропланом.

 

Хроника воздухоплавания
(газета "Подолiя", дата не известна)

     Полеты летчика штаб-ротмистра Есипова. 16 июля, в 7 час. 45 минут утра, войска меджибожского лагерного сбора собирались на ученье. 2-я бригада 12 кавалерийской дивизии – Ахтырский гусарский и 3-й Оренбургский казачий полки были уже в полном составе. С востока, со стороны Бердичева, раздался характерный шум мотора и полки увидели быстро приближающийся и очень красиво выделяющийся на голубом небосклоне аэроплан.

     Все взоры были прикованы к этой большой ласточке, которая быстро побеждая воздушное пространство, прямо неслась по направлению собиравшихся войск; но вот мотор выключен, шум прекратился и, склоняясь к земле, аэроплан стал опускаться, достиг земли, пробежал несколько саженей, повернулся и замер шагах в 50-ти от бригады у казармы 5 эскадрона Ахтырского гусарского полка.

     Это прилетел из Киева штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка Есипов на «Ньюпоре» – авиатор по призванию, весь отдавшийся своему смелому делу и уже совершивший не мало блестящих и продолжительных перелетов в Бердичев, Житомир и теперь в стоянку родного полка – Меджибож.

     17 июля, в 8 час. утра, во время ученья 12 кавалерийской дивизии и смотра артиллерии 12 армейского корпуса, по желанию командира корпуса генерала-от-кавалерии Карганова, штаб-ротмистра Есипов в продолжении 15 минут летал над войсками лагерного сбора на высоте более 500 метров, возбуждая общий восторг при виде этого, еще пока нового, зрелища.

     Еще раз все присутствующие войска любовались блестящим управлением аэропланом, который на глазах всех парил над головами, послушный умелому авиатору, делал красивые повороты и плавно опустился к месту отдыха – казарме 5 эскадрона Ахтырского полка.

     В 6 час. вечера того же дня неутомимый шт.-ротм. Есипов опять подымался, дабы доставить удовольствие своим товарищам, вытянушвим жребий из числа массы желающих полетать, а именно: с ротм. Елчаниновым 1-м, поруч. Умновым и сестрой офицера Ахтырского полка M-lle О.Ф.Темперовой, которых он по очереди брал пассажирами, дабы они в свою воочию убедились в полной победе над воздушным пространством и в великой будущей пользе в военном деле, в деле разведки, которая до сей поры лежала всецело на кавалерии.

 

Газета "Подолiя" № 83 от 13 июля 1914 года

     Меджибож. На днях на кладбище с.Требуховец при Меджибоже предано земле тело погибшего в Очакове 1 июля военлетчика штаб-ротмистра 12 гусарского Ахтырского полка В.Н.Есипова. 5 июля гроб с телом Владимира Николаевича Есипова прибыл в Меджибож и был установлен в Церкви Ахтырского полка, окруженный множеством венков.

     6 июля для отдания воинских почестей погибшему летчику к Церкви полка прибыли: рота пехоты, сотня казаков, эскадрон кавалерии, хор музыкантов и два хора трубачей. По окончании заупокойной литургии и панихиды, состоялся вынос тела на кладбище с Требуховец. Здесь, направо от входа, лицом к могиле товарища-однополчанина поручика Ю.К.Умнова (погиб в августе 1913 г. на скачках), под звуки «Коль славен» и многократные залпы был спущен в склеп гроб с останками Есипова.

 


*Из послужного списка офицеров полка по старшинству в чинах на 1 июля 1913 года. (РГВИА. фонд 14371)

Штаб-ротмистр - Владимир Николаевич Есипов - 9.10.1882 г.р.
Православного вероисповедания, из дворян Тверской губернии.
Образование - общее в Московском реальном училище при Реформатской церкви окончил 5 классов, военное - в Тверском кавалерийском юнкерском училище по 2 разряду.
Нижний чин с 26.08.1900, корнет с 9.08.1904, поручик с 1.09.1908 со старшинством с 9.08.1908, штаб-ротмистр с 10.09.1912 со старшинством с 9.08.1912.
В кампании не участвовал.
Холост.
Младший офицер в 6 эскадроне.
Награды: орден Св.Станислава 3 ст. (1913)
Прикомандирован к 7 воздухоплавательной роте с 15.12.1912. Основание: Надпись нач.штаба 12 кав.дивизии от 21.12.1912 за № 3676

12.02.2014 От Валерия Корниенко (с форума "Великая война 1914-1917") получили такое дополнение:

"Вношу Вам ещё маленький штрих об Есипове на фото из книги М. Хайрулина «7-й КАО» и ниже.

Есипов В.Н.  выпускник Тверского Кав.У.- 1904 года  выпущен в 36-й драгунский Ахтырский, а с 6 декабря 1907 года — вновь 12-й гусарский Ахтырский  и Офицерской школы авиации (на Каче – Севастополь) в 1912 году.


Уменьшить

Это ещё один лётчик Ахтырского полка  - М.М. Жовнэръ. Этот и следующий снимки тоже от Валеря Корниенко. Спасибо Вам!


Была бы рада информации про этого пилота. Хотя бы потому, что он служил там же, где брат мой бабушки Филипп Вайтенс.

Вот и пришёл ответ на мой призыв... Спасибо Вам А.Лукьянов"!  Жаль, не сообщили  имени и отчества... Вот что я получила:
Жовнер Митрофан Митрофанович (?-1920)
Окончил Тверское кавалерийское училище в 1910 г., . 4 сентября 1915 года сдал экзамен на звание «лётчик», 25 сентября — на звание «военный лётчик». 2 октября убыл в 12-й корпусной авиационный отряд. Получил диплом пилота-авиатора за №295 от 16 января 1916 года.
Командир 12-го корпусного авиаотряда. После Революции сотник Жовнер некоторое время значится командиром Одесского авиапарка [Воздушного Флота УНР], затем находился в рядах Добровольческой армии и ВСЮР. В 1919-1919 гг. ротмистр, командир 8-го авиационного отряда. Полковник.
Погиб в 1920 г. в Крыму.
Информация по Жовнеру из книг:
Офицерская школа авиации (сводная летопись, часть 2: 1914—1920). — М.: «Охотник», 2009
"Икары российского неба" М.Л. Дольников
Я. Тинченко. Гepoi Украiнського неба: науково-популярне видання. — К.: Темпора, 2010.

Уменьшить
Биплан Фарман-4 (Рига С.Schulz)

 "из коллекции Флегера (Флежьера) - неизвестного пилота России
 Он поляк - родился (где же?) - есть два документа :в Варшаве) до 1917г),
 а в 20-х годах он почему-то родился в Здолбунове (бывшей Волынской губ)
 в 1880 г. учился в Киеве в торговом уч-ще
 а в 1909 (?) уехал в Германию(?) - учиться на пилота.
 Потом в России получил подтверждение того что он пилот.
 есть упоминание что он разбился на самолете - но остался жив и даже служил потом в артиллерии. "

А кто на фото мне пока не понятно... "

Из письма П.Б.Резниченко

От Лукьянова А. тогда же (6.05.2015) пришла и такая информация:

"Флежье Фома родился в 1888 г. в Варшаве. Получил диплом пилота-авиатора №59 от 17.02.1911. Экзамен сдавал на аэроплане "Авиатик" в германской авиашколе.
(Информация из справочника ИВАК за 1912-1916 годы - списки дипломированных российских пилотов-авиаторов.)"

Спасибо Вам,А. Лукьянов!   Я всегда рада любой информации об упомянутых у меня людях. Я очень Вам признательна.


Уменьшить

Одноместный истребитель биплан "Ньюпор 17"

Уменьшить 
Самолёт-истребитель "Ньюпор 17"
Получила сегодня (5 мая 2015) интересное для меня уточнение от одного из потомков офицеров Ахтытского полка Глеба Хмельницкого : "Эта модель появилась в действующей армии только в 1917 году. Нет никаких оснований считать Меджибож местом аварии. Случай с такой посадкой действительно курьезный...но в авиации чудеса встречаются часто.Спасибо Вам, Глеб Евгеньевич! 
Может быть кто-то узнает людей на фотографии или место, где сделан снимок? Очень была бы рада...

И вот в Гостевой моего сайта (6 октября 2015) появился отклик Степанова Б.Ю.:

Ньюпор на дереве.

Это случилось в октябре 1917 года под Луцком в 7-м корпусном авиационном отряде 2-й боевой авиационной группы Западного фронта. Сильный порыв ветра подхватил заходивший на посадку аппарат старшего унтер-офицера Садовского и забросил его на крону дерева, стоявшего неподалёку от аэродрома. Инцидент окончился благополучно, пилот (Ян Мартинович Садовский) не пострадал, машину позже сняли и отремонтировали.

Спасибо Вам большое, уважаемый Б.Ю. Степанов.  Так приятно, что событиям и фотографиям прошлого возвращаются имена. 

В мае 2016 года получила я ещё одно подтверждение информации Б.Ю.Степанова, мне написал автор многих книг об истории авиации во время гражданской войны: "На фото истребитель «Ньюпор-17», совершивший неудачную посадку на дерево. Пилот 7-го корпусного авиаотряда старший унтер- офицер Я.М. Садовский не пострадал. Снимок сделан в Луцке 14 октября 1917 года. Брат Вашей бабушки просто был очевидцем данной аварии, а его часть стояла в тот момент в городе Луцке. с уважением, Марат Хайрулин.

Спасибо Вам большое, Марат. Теперь и точная дата этого события известна мне и моим читателям.

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS