Помолившись у образа Богородицы,
прикованный к коляске страдалец встал и пешком вернулся домой.
Свидетелями чуда стали сотни людей. Николай Грачев стал иеромонахом и
служил в храме, устроенном на втором этаже дома, где ему явилась Царица
Небесная.
В 1900 г. он основал здесь приют для
тяжело больных детей.
В
Петербурге на Петербургской стороне жили брат и сестра - Николай и
Екатерина Грачевы. Их родители скончались, когда Кате было 19, а Коле 9
лет (1876 г.р.). Отцом их был биржевой маклер и купец 2-й гильдии
Николай Петрович Грачев, а матерью немецкая дворянка Алиса Граф,
перешедшая в православие как раз во время беременности сыном. Он
появился на свет семимесячным и ослабленным. Николай рос болезненным
ребенком, до пяти лет он не ходил, хотя умственно развивался нормально,
и в те же пять лет свободно говорил по-французски и хорошо рисовал.
Родные матери были уверены, что болезни Коли - кара за ее
«отступничество», за то что во время беременности она перешла из
лютеранства в Православие. В 1886 г. в октябре скончался от сердечного
приступа отец, а в ноябре умерла от чахотки мать. Дела отца перед
смертью пришли в упадок, поэтому, похоронив родителей, Екатерина
продала дом и мебель, и переехала вместе с братом в маленькую квартиру
неподалеку, состоявшую лишь из перегороженной комнаты и кухни. Потеря
родителей, внезапная бедность и переезд привели к тому, что у Николая
начались припадки - его тело внезапно начинало ломать, руки и ноги
искривлялись под, казалось бы, невозможными углами, его бросало из
стороны в сторону, и все это сопровождалось истерическими рыданиями.
В 1887 г. в клинике психиатра И. В.
Маляревского Коле поставили диагноз «истеро-эпилепсия» (эпилепсия без
органических нарушений нервной системы). Болезнь быстро
прогрессировала. Известный врач П. А. Бадмаев сказал, что излечение
невозможно, а профессор И. М. Балинский, основатель кафедры психиатрии
при петербургской Военно-Медицинской академии, предсказал паралич и
скорую смерть. Отчаявшись, Екатерина попыталась определить брата в
лечебницу, но специальной больницы для эпилептиков в России в то время
не было, а в другие его не брали. В ноябре 1890 г. у Николая отнялись
руки и ноги, припадки участились до 6-8 раз в сутки, и настоятель
местной Введенской церкви стал готовить его к смерти.

В ночь перед днем своего рождения,
когда его кончины ожидали со дня на день, у Коли случился сильный
приступ, после которого ему явилась Пресвятая Богородица со святителем
Николаем. Матерь Божия велела Коле: «Поезжай в часовню, где упали
монеты, шестого числа ты исцелишься, но ранее никому не говори». Речь
шла о Тихвинской (Скорбященской) часовне на Шлиссельбургском тракте
(пр. Обуховской обороны), за Александро-Невской лаврой.
Утром 6 декабря 1890 г., в Николин
день, Николай попросил сестру отвезти его в Скорбященскую часовню.
Сначала Екатерина не соглашалась и предлагала пригласить священника на
дом, но потом решила исполнить его, как она думала, последнюю просьбу.
По дороге у Николая опять начался припадок, потом он успокоился, но
когда его внесли в часовню, припадок возобновился с новой силой. Затем
он потерял сознание, и его положили на пол перед иконой. При чтении
Евангелия он пришел в себя. Под пение кондака: «Не имамы иныя помощи,
не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», его подняли и приложили
к иконе. Не зная
о его состоянии, человек, который его прикладывал,
поставил мальчика на ноги. Испуганная, что он упадет, Екатерина
попросила положить его на скамью, но Николай ответил ей: «Нет, Катя, я
могу стоять!» Он сам перекрестился и приложился к иконе еще раз.
Исцеление было мгновенным.
Многим эта история показалась
невероятной. Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев
организовал специальное расследование этого случая, которое подтвердило
факт исцеления. Архимандрит Игнатий (Малышев), настоятель
Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, приехал к Грачевым домой и со слов
Екатерины составил описание чуда. Подробные рассказы о случившемся
появились в «Церковных ведомостях» от 8 апреля 1891 г., газетах «Свет»
и «Петербургский листок», и в немецкой газете «Херольд». Дом 1 по улице
Большой Белозерской стал местом паломничества – это было единственное
место явления Божией Матери в Петербурге. На средства братии
Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий выкупил сначала три
комнаты, включая ту, где Николаю было видение, а затем и весь дом. В
комнату, в которой Пресвятая Богородица посетила Николая, был сделан
отдельный вход с улицы и устроена часовня. Позднее часовня была
переосвящена в храм.
После исцеления - приступы больше
никогда не повторялись - Николай Грачев в 1891 г. поступил в
рисовальную школу Общества поощрения художеств, где он изучал живопись
и иконопись. Екатерину Грачеву архимандрит Игнатий назначил
смотрительницей дома на Белозерской и часовни, куда он часто приезжал
служить молебны. Он задумал, если появятся средства и возможность,
построить на месте чудесного явления Божией Матери большой храм, а при
нем приют для таких несчастных детей, каким был раньше Коля Грачев. Тем
временем, архимандрит Игнатий попросил Екатерину стать членом
Императорского человеколюбивого общества и Общества помощи бедным и
больным детям. Регистрируя петербургских бедняков, она столкнулась с
множеством умственно отсталых детей, которые никому не были нужны.
Идея создания приюта для таких детей
окончательно оформилась в сентябре 1894 г, когда архимандрит Игнатий
благословил ее на это доброе дело, дал для начала 150 рублей и велел
присоединить к ее квартире еще одну комнату. Вскоре было получено
официальное благословение и разрешение Священного Синода на то, чтобы
учредить церковный приют для детей-идиотов и припадочных. К 4 декабря
1894, времени официального открытия приюта, в нем жили четыре девочки:
«совсем глупая» после травмы Таня, слепоглухонемая Шура,
полупарализованная и с тиковыми подергиваниями Иня и глухонемая Катя. С
самого начала Екатерина Константиновна стала думать, как она может
развить «своих деток». Чтобы лучше понять нужды детей, Екатерина
Грачева обратилась к врачам-психиатрам. В. М. Бехтерев и другие врачи
приезжали в приют, чтобы осмотреть детей и дать рекомендации. Известный
сурдопедагог А. Ф. Остроградский учил ее работать с глухонемыми. Часто
приезжал и архимандрит Игнатий. До самой смерти в 1897 г. он помогал
деньгами и советом, и призывал своих духовных детей жертвовать в пользу
приюта. Екатерине Грачевой хотелось устроить школу для своих
воспитанников, но профессиональные учителя считали ее затею
неосуществимой. Несмотря на это, с помощью анализа своих дневниковых
записей, самодельных пособий и собственных методик Екатерина Грачева
стала пытаться учить детей. В мае 1898 г. Екатерина Константиновна
устроила показательный экзамен, чтобы наглядно продемонстрировать
успехи своих воспитанников. Принимать экзамен она пригласила членов
Общества помощи бедным и больным детям. Экзаменаторы были поражены.
Одна из приглашенных, городская учительница, сказала, что школа для
глубоко отсталых детей нужна обязательно.
Школа при приюте Екатерины
Константиновны открылась в августе 1898 г. Одновременно с этим приют
сменил название. Теперь он стал называться «Приютом во имя Царицы Небесной».
Школа Екатерины Грачевой стала первой в
России трехклассной начальной школой для умственно отсталых детей. Все
методики Екатерина Константиновна разрабатывала сама. Преподавателей и
персонал, желающих работать с больными детьми, найти было сложно.
Наконец, Грачева обратилась за помощью в Вышневолоцкий женский
монастырь, и настоятельница прислала ей восемь послушниц. В школе
изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику и естествознание.
Учителя и воспитательницы занимались с детьми пением, рисованием,
гимнастикой. Много времени уделялось ремесленному обучению. Сначала у
менее отсталых детей развивали моторные навыки - учили вырезать из
бумаги, плести, вязать, затем переходили к более сложным заданиям.
Наказания Екатерина Константиновна не применяла. Главной задачей приюта
и школы при нем было научить детей самообслуживанию и привить им
трудовые навыки. Кроме общеобразовательных занятий, дети работали по
дому, на огороде, во дворе. Екатерина Грачева заметила, что когда
ребенок видит результаты своего труда, в нем развивается чувство
собственного достоинства. По образцу Дома Трудолюбия, основанного о.
Иоанном в Кронштадте, в приюте открылись мастерские для менее отсталых
детей. Все дети жили в приюте и учились в школе бесплатно. Несмотря на
поддержку о. Иоанна Кронштадтского, братии Троице-Сергиевой пустыни,
городской думы и других жертвователей, денег не хватало.
Чтобы привлечь средства, в 1900 г.
Екатерина Грачева со своими едино-мышленниками добилась утверждения
Святейшим Синодом благотворительного общества, в ведение которого
перешел приют. Общество стало называться «Братство во имя Царицы Небесной»,
находилось оно под покровительством Санкт-Петербургского митрополита.
Состоящее под августейшим покровительством императрицы Александры
Федоровны Петербургское братство во имя Царицы Небесной, под
попечительством первенствующего члена Св. Синода, имело целью призрение
детей идиотов, эпилептиков, припадочных, нервнобольных и калек, которых
по роду их болезни не принимали в какие-либо еще учреждения, а также
первоначальное обучение отсталых и неразвитых в умственных отношении
детей. Братство открылось на базе приюта на Б. Белозерской ул., 1, и
впоследствии содержало 5 приютов для указанных детей. Устав братства
предусматривал содержание Общины, в которой специально подготавливались
сестры для работы «в духе христианского терпения для ухода за
ненормальными детьми» .
(данные
по: Устав состоящего под Августейшим покровительством Государыни
Императрицы Александры Федоровны Братства во имя Царицы Небесной. СПб.,
[1913]. С. 4., добавил алекс)
В
2001 г. включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов,
представляющих историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность" [1195].