Адрес: Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции дом № 23а
Фото Бориса Извекова
Дата постройки: 1939 год. Архитектор: Яковлев Александр Александрович
Ниже страничка из книжки Ольги Наумовой "100 БИОГРАФИЙ ДОМОВ НИЖНЕГО"
В статье Л.А.Нифонтова «От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому» (К 90-летию, а потом и к 100-летию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева) написано:
- «К числу лучших работ Александра Александровича следует отнести и здание станции «Родина» детской железной дороги. Здесь перед архитектором стояла задача – с одной стороны найти какие-то оригинальные формы здания с учётом того, что здание строится для детей. А с другой стороны, надо было «войти в ансамбль, не «перекрикивая» рядом стоящего Дворца культуры им. В.И.Ленина. А.А.Яковлев хорошо справился с этой задачей. Цилиндрическая часть здания станции с изящными классическими деталями и с фигурами пионеров в верхней части привлекает к себе внимание и интересным объёмным решением, и тщательной прорисовкой деталей. В целом же здание носит всё же подчинённый характер в общем ансамбле площади.»
Эти фотографии с сайта "Фотопутешествия и ещё", - прогулка по Нижнему Новгороду. Автор был там со своим сыном и явно в полном восторге от возможности окунуться во времена, когда это строилось. Очень приятно, что дедово здание станции «РОДИНА» Детской железной дороги в очень хорошем состоянии, хорошо отремонтировано и выглядит нарядно, празднично. Что-то всё-таки есть притягательное в архитектуре сталинского периода… Во всяком случае для меня.
Фото с проекта станции «Родина». Дата на проекте 1 июня 1939 год
Не могла отказать себе отказать в удовольствии и поместила этот прелестный летний снимок. Правда ведь, красиво?
В комментариях на том сайте автор пишет: «Своей формой и планом - цилиндрический главный объем и прямоугольная пристройка-"трапезная" - это здание более всего напоминает одну из разновидностей русских храмов второй половины XVIII столетия (например, церкви в Подмоклово под Серпуховым .
Внешнее оформление также имеет немало параллелей с этими храмами (вот еще один неожиданный "выверт" советской архитектуры!). Особый интерес представляют хорошо сохранившиеся скульптуры юных железнодорожников наверху здания - они пережили многие сотни своих, когда-то многочисленных, собратьев.»
Станция "Родина". Девочка с книжкой. Станция "Родина". Юноша с фонарем. Похож на молодого Ленина. Правда?
Сходство с храмом усиливают и парадные интерьеры вокзала - колонны, расписной потолок. Художник М.М.Тихомиров.
Эта картина, очевидно, была недавно подновлена, но достаточно деликатно - только краски стали чуть ярче.
Роспись купола. В небе реактивные самолеты, отдаленно напоминющие МиГ-15.
Станция "Родина". Роспись купола. Группа на лестнице
Пожалуй, я согласна с автором сайта «Фотопутешествия…» в его шуточной сентенции: «Думаю, стоит сделать опись персонажей и предметов на ней: райские сады - 1 шт., матрос - 1 шт., корабль - 1 шт., дети - много, паровоз настоящий - 1 шт., паровоз игрушечный - 1 шт., планер - 1 шт., железнодорожник - 1 шт., лестница сталинская монументальная - 1 шт., планер игрушечный - 1 шт., мост - 1 шт., павильон сталинский со шпилем - 1 шт., голуби - 2 шт., брошенные букеты - 2 шт., синее небо - 1 шт., горы, облака и т.п.»
Станция "Родина". Роспись купола. Фрагмент с мостом
Станция "Родина". Роспись купола. Дети с планером
Станция "Родина". Роспись купола. Сталинский павильон
Станция "Родина". Роспись купола. Фрагмент с мостом
Хочется привести здесь данные об этой железной дороге из интернета:
Малая Горьковская ж.д. имени М.Горького Открыта: 8 ноября 1939 года Полная длина: 11.2 км Длина главного пути: 9.1 км 3 станции: Родина, Пушкинская, Счастливая, платформа Маяковская Подвижной состав: 2 паровоза серии 63/65, 1 паровоз Кп-4-430 СЦБ и связь: электрожезловая система, телефонная, телеграфная связь Сооружения: мост через речку Ржавку (14 метров), поворотный круг на ст.Родина, разворотный треугольник на ст.Счастливая
Меня поразил темп строительства детской железной дороги и энтузиазм населения , на котором и держалось всё. Цитирую с сайта "Детские железные дороги."
«Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП(б). Уже 15 мая был создан комитет содействия строительству, председателем которого стал первый секретарь Обкома ВКП(б) А.И.Шахурин. Был установлен срок окончания строительства – 1 октября 1939 года. Начались проектно-изыскательские работы, которые в самые сжатые сроки провела проектная группа службы пути Горьковской железной дороги совместно с архитектурно-планировочным управлением горсовета.
Собственно строительство началось 30 мая 1939 года. Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.»
Поезд с капотированным паровозом ЛК-01 на станции «Родина» 1939 г.
На конечных станциях, Родина и Счастливая, было построено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова, соответственно. Двухэтажное, увенчанное круглой башенкой здание вокзала на станции Родина имеет длину более 40 метров. На первом этаже вокзала размещались кабинеты начальника, дежурного по станции, зал ожидания, билетные кассы, справочное бюро, буфет, медпункт, книжные киоски. На втором – учебно-технические кабинеты для занятий кружков, помещения диспетчерской и радиоузла, а в башенке – музей истории железнодорожного транспорта.
8 ноября 1939 года по Малой Горьковской прошел первый поезд.
Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.
Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо со смотровой канавой и ремонтными мастерскими, которому было присвоено имя Чкалова.
По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65. Капот обтекаемой формы сделал эти паровозы похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере на более поздних фотографиях они уже не видны.
7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта, а все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской жд. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог.
25 августа 1944 года начальник Горьковской жд издал приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно. Только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества. Срок исполнения этого приказа был указан 10 августа 1946 года, но точная дата открытия дороги нам к сожалению не известна
Фото 1943 г.
Детская железная дорога длиной 9.1 км соединила Железнодорожный район г. Горького (Канавино) с Автозаводским районом. Проложенная в том же направлении трамвайная линия, в те годы была очень сильно перегружена и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров. Именно по этой причине в адрес Горьковской ДЖД неоднократно звучали обвинения в излишней коммерциализации и эксплуатации детского труда в ущерб идейно-политическому воспитанию молодежи.
В те годы это было весьма серьезным обвинением и чтобы избежать последствий, руководство дороги стало постепенно сужать круг обязанностей юных железнодорожников. В 1947-48 году на детской железной дороге занималось всего 45 юных железнодорожников (сравните с 1200 воспитанниками Тбилисской ДЖД), а перевозками пассажиров занимались исключительно инструкторы.
Это привело к тому, что Горьковская ДЖД постепенно захирела и превратилась из лучшей в стране детской железной дороги, с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.
Сейчас эта железная дорога работает и в интернете масса материалов о ней. Если попаду в Нижний Новгород, обязательно покатаюсь. Хочется своими глазами увидеть станцию РОДИНА, построенную моим дедушкой.