От моих сибиряков


Всё началось с этой фотографии


      Я не знала, кто изображён на ней. Понимала, что снималась семья эта  в Томске. Тот же антураж, что на фото доктора Зимина с дочерью (в статье "Мои сибирские предки").     Может быть это Павловы?- думала я. Были, кажется, такие друзья у Дьяковых... От них сохранилось у бабушки множество открыток, которые я привезла недавно из Питера.
     Поместила я (а было это в начале марта 2012 года) эту фотографию на трёх сайтах, на ВГД (Всероссийское Генеалогическое Древо), СВРТ (Союз Возрождения Родословных Традиций) и EtoRetro. И написала там:
"Немало открыток сохранилось адресованных моим бабушке и дедушке от Павловых. Так хотелось бы связаться с их потомками!... Вдруг, да увидят эту фотографию!?!"
     
     Сбылись мои надежды. В феврале 2013-го фотографию увидела в интернете  молоденькая женщина, как я теперь знаю, мать троих девчушек, которую зовут Светланой. Она - жена правнука старшей девочки на этом снимке. Написала, что в их доме сохранилась такая же фотография. И, главное, она сообщила мне, что на фото не друзья моих предков, а родственники.

     "Вот потомки и увидели эту фотографию... написала Света...
Только хочу  открыть Вам секрет, на этой фотографии и ваши родственники (iii), т.к. Анна Ивановна в девичестве была Анна Ивановна Дьякова."
     
     Так я узнала, что старшая дама на снимке -  родная сестра моего дедушки Иннокентия Ивановича Дьякова, расстрелянного  сталинским режимом в конце 30-х годов ХХ века. 
     Завязалась у меня со Светланой переписка. Оказалось, что поддерживается связь у их семьи, живущей в Томске с сыном младшей девочки на снимке, сыном Александры Владимировны Павловой - Константином Борисовичем Куренщиковым, живущим в Хабаровске.  Я ещё напишу о каждом из них. Ведь и в том, и в другом доме бережно сохранялась память о предках и сберегались фотографии и документы. И теперь я публикую и то, что узнала от вновь найденных родственников, и то что удалось найти самостоятельно.  Светлана сразу прислала мне фотографию, где старшая дочь Анны Ивановны  Татьяна Владимировна снята со своим мужем. Чудное лицо у неё...  с правильными чертами, большими выразительными глазами...  и такая опять не счастливая судьба и короткая жизнь... У обоих...
         Ну а дальше попробую рассказать об известных мне теперь самых глубоких моих предках,  прадедушках, прабабушках и прочих прапрапрапрапра...  со стороны  моей мамы. 

    Информацию о сельском дьячке Василии Чикинёве, удалось мне найти на сайте ВГД  в справке  о его сыне :

      "Чикинев Александр Енисейского ведомства Яланского села умершего дьячка Василия Чикинева сын."
    
      Этот-то дьячок Василий Чикинев и есть мой прапрапрадедушка.  Это я узнала давно, года три назад. А на днях (06.08.2016) в Гостевой моего сайта появилась дама, Марина Леонидовна Пигарева, предок которой, Дмитрий Евтихиев, в середине XIX века служил священником вместе с моими предком протоиереем Александром Сретенским (Чикинёвым в детстве). А помогает Марине Викторовне опытный генеалог Ольга Викторовна Копыцкая (в Сибири издаётся альманах "Енисейский родовед", где она сотрудничает. Альманах, к сожалению, издаётся только в бумажном варианте, в интернете его нет). Они и поделились со мною массой интересной для меня информации.  Спасибо Вам, дорогие дамы!

     Теперь я знаю, что отец Василия - Леонтий Егорович Чикинёв священник Яланской Сретенской церкви Енисейского духовного правления (в селе Яланском Енисейской губернии). Жена его Параскева Стефанова ур. Замятнина (ныне говорят Прасковья Степановна) тоже из потомственного рода священнослужителей. Её отец Стефан Васильев Замятнин пономарём был в церкви, где священником служил отец её мужа Георгий Чикинёв, отец Леонтия. А вот  отец Стефана  Василий Замятнин тоже священник. В те времена в должностях дьячков и пономарей, по традиции, служили дети священника.

     Не могу не рассказать здесь, что в альманахе "Енисейский родослов",   появилась интересная статья "Семинаристские фамилии" (прислала мне Ольга Викторовна Копыцкая, один из её авторов), с глубоким анализом системы образования фамилий в духовной среде, а, следовательно, и вообще логики образования русских фамилий.     Там много интересного.
     Я, например, не знала, что "установившаяся с начала XVIII века  практика передачи священнических должностей только по наследству старшему сыну была узаконена Павлом I. Остальным сыновьям с духовным образованием приходилось довольствоваться должностью дьякона в приходе своего отца или становиться церковнослужителями. При Александре II было отменено право наследования священнических должностей. Однако, на практике традиция замещения этих должностей по наследству продолжала сохраняться."

     С благодарностью публикую новую для себя информацию о моих предках.

1750а_Малокецкой _ГеоргийЧикинев.jpg

Выше  копия  документа 1750 года из Тобольского архива Ф.И 156, оп.1, д.892. Это выдержка  с вопросами и ответами священников (в частном случае о. Георгия Чикинёва) в Енисейскую провинциальную канцелярию  о наличии у них каких-то церковных книг. Перекрёстной проверкой теперь доказано, что упомянутый в документе священник Георгий Дмитриев это и есть мой предок Георгий Дмитриевич Чикинёв. В документе две половины, слева вопрос, справа ответ. 
     А текст можно, хотя бы частично, перевести на современный язык так: 
1755_Указ _Георгий  Чикинев.jpg"Вопросы Енисейского ведомства Малокецкой церкви священнику Георгию Дмитриеву... " 
     Дальше, наверное, не важно.  Зато теперь я знаю, что в середине XVIII века служил мой предок священником Малокецкой церкви Енисейского духовного ведомства.

     Следующая (справа) выдержка 1755 года.  На ней чудесным почерком автограф моего прапрапрапрапрапрадеда (шесть пра...). А прочитать можно так: " Ея Императорского Величества  Указ Священник Георгий Чикинёв слыша во исполнение оного Подписуюсь своеручно"...   Красиво то как!
1769а_МалокецкаяТроицкая.jpg
 1769_Архив Тобольска.jpg

   Слева выдержка из штатного расписания Енисейского ведомства 
Тобольской духовной консистории на 1769 год.

1782_Чикинёвы-1.jpg
Из неё следует, что в  Троицкой церкви Малокецкого села служат отец и сын Чикинёвы. Больше нет никого, даже пономаря. Значит церковь маленькая, как и село, вероятно. 
Священник      Георгий Дмитриев сын Чикинёв  47 лет
Дьячек              Леонтий Георгиев сын Чикинёв   21 год

На основании этих данных можно было вычисли год рождения отца и сына - Георгий родился в 1722 году, а Леонтий  в 1748, когда его отцу было 26 лет.
 Похоже, что больше 20 лет служил священником о. Георгий в Троицкой церкви села Малокецкого. А вот сын  его Леонтий священником стал служить в Сретенской церкви села Яланское. 
                       

 Ревизская сказка  Церковно- и священнослужителей  1782 года.
Тобольский архив, Ф.И-156, оп.3, дело 2583, файл 210

Выкопировка сделана только на священников Яланской Сретенской церкви Енисейского духовного правления 
(Адрес:  Енисейский уезд, с. Яланское).
Священник Леонтий Егоров Чикинёв 34 лет (значит родился он около 1748 г.).
У него жена Параскева Степанова 32 лет взята была   Градо Енисейской Христорождественской церкви у бывшего священника Стефана Замятнина.
У них дети родившиеся после ревизии
Василей    - полугода
Параскева - 2 года
У него мать вдова бывшего священника Егора Чикинева жена Марина Филиппова, взята была Новоселовского прихода священника  Филиппа Логинова - 55 лет.
1790_Яланская_Сретенская-3а.jpg


Это (справа) на 27 марта 1790 года  Исповедные ведомости или, как раньше называли, духовные росписи    по Яланской Сретенской церкви. (в настоящее время село Яланское, а раньше писалось по-разному, Еланское, например, а еще раньше село называли по имени церкви - Сретенское).  Вот отсюда-то, вероятно, и пошла идея у моего прапрадеда  взять фамилию Сретенский вместо бывшей - Чикинёв...

Итак, документ из Красноярского архива.

ГАКК, Ф. 909, оп.1, дело 5, изображение71.

Еланская волость, в селе Еланском домов и жительствующих в них семейств:

священник Леонтей Егоров Чикинев - 43

Жена его Параскева Стефанова  41 года

Дети их - Василей - 9 лет

 Параскева - 11 лет

 Агриппина - 5 лет

Мать его вдова поповская жена Марина Филиппова - 62 лет


В Исповедной ведомости 1800 г. по той же Яланской Сретенской церкви.(оригинальная копия слишком не чёткая для публикации)

ГАКК, Фонд 239, опись1, дело 5, изображение 1 (из листов 454-475).

Священник указан совсем другой, а в должности пономаря Василий Леонтьев Чикинев , холост, 18 лет. Там же сестра его, девица Прасковья Леонтьева 20 лет. Родителей (Леонтея и Параскевы Чикинёвых) в этой церкви мы уже не видим. Пока непонятно, умерли?  или переведены в другое место?   Ольга Викторовна пишет, что "для 1800-х годов нетипично было переводить священников, это началось чуть позже и повсеместно. " Младшей дочери Леонтея - Агриппины тоже нет... Умерла, наверное. В те времена детская смертность, особенно на селе, очень высокая была.


1807_Яланская_Сретенская_001.jpg     1807_Яланская_Сретенская_002а.jpg  

Исповедная ведомость 1807 года (два варианта)


1814_Чикиневы_Яланская.jpg    1825х_Чикиневы_Яланская.jpg

оведная ведомость 1814 года                                                                            Исповедная ведомость 1825 года

Можно предположить, что пономарь Василий Чикинев дослужился до дьячка, женился, и у него пошли дети.

в том числе родился сын Александр, мой прапрадед, где-то в 1810 году.

Сам Василий - 1782 года рождения, в ревизской сказке 1782-го ему - полгода. 

В 1800 - 18 лет. Кстати, Ольга Викторовна пишет, что "почему-то в исповедках 1790 указано Василею 11 лет, а не 12, но ведь на исповедь ходили ДО ПАСХИ, т.е. в марте...  можно предположить, что месяц рождения Василея позже марта-апреля." А вот умер Василий очень рано, похоже, и 38 лет ему не исполнилось. Узнать бы почему... Так рано...


     Александр, "сын умершего дьячка Василия Чикинёва" в 1820 году поступил в 1 класс Енисейского приходского духовного училища. Ольга Викторовна прислала ссылку на оцифрованные статьи об истории этого училища. Очень интересно! А прапрадед мой был в первом наборе учеников. В списке 1820 г. Александр Чикинёв под вторым номером.  "Ещё во время обучения он получил фамилию Сретенский." Теперь понятно, почему именно такую фамилию он получил... Видимо крестили маленького Александра в Сретенской церкви села Яланское. Там прошло детство, самая счастливая пора у большинства людей.
     Ну а потом Александр Сретенский "окончил курс Иркутской семинарии в 1832 г ." и работал учителем той же Иркутской семинарии. В 1833 году он женился.

1833_венчаниеАВСретенский_АннаДмДементьева (1) - копия.jpg
Это уже о венчании 1 октября 1833 г.  Александра Васильевича Сретенского с дочерью умершего енисейского купца Дмитрия Дмитриевича Дементьева Анной Дмитриевой. 
"Тысяцким на венчании был священник Успенской церкви Михаил Афанасьев Белоэзеров. Венчал протоиерей Богоявленского Собора Гавриил Ушаков.
Умер Г. Ушаков в 1873 году, и его сменил на этом посту - тоже протоиереем Дмитрий Иоаннович Евтихиев. Тот самый, что когда-то служил в Ачинске. Как всё взаимосвязано было в духовном сословии." 
От Ольги Викторовны Копыцкой  21.08.2018

Сохранился и в хорошем состоянии дожил до наших дней в Енисейске красивый дом купца Дмитрия Дмитриевича Дементьева, 

после смерти которого выдали замуж его дочь Анну за Александра Васильевича Сретенского.  (Ниже вид с улицы и со двора)

   IMG_7357.JPG     IMG_7367.JPG

Фото дома Дементьева. Дом с колоннами. Это здание отреставрировано к юбилею города. Ноябрь 2017 года. Фотографии и текст ниже от Ольги Викторовны Копыцкой.

    "Это тот самый дом, построенный Дмитрием Дмитриевичем Дементьевым примерно в 1820-ые годы. (указывают и 1807 год,  год начала строительства известен точнее, и я Вам делала ссылку на сайт Шумкова, там по годам расписано...)
     После его смерти ок 1832-33 г. - дом перешел к старшему сыну - Федору Дмитриевичу, ставшему купцом,
на известной панораме г.Енисейска за 1838 год дом чётко опознаётся и записан за Фёдором Дмитриевичем Дементьевым. /Это есть в моей статье/
после смерти ФД примерно в 1838 году- перешёл к Василию Дмитриевичу. О нём я писала коротко. В конце жизни разорился.
После смерти Василия Дмитриевича в 1853 году его потомки не смогли удержаться в купеческом сословии, сын Александр после смерти отца перешёл в сословие мещан.
Вдова, Аграфена Михайловна, 2-я жена Василия Дмитриевича спустя какое-то время снова заявлялась в купечество 3-й гильдии, была владелицей этого дома, но удержаться в купечестве долго не смогла 
В 1862 году дом был продан с торгов. 

В 1869 году дом сильно пострадал от пожара. Есть описание города за 1873 год - дом был так и не восстановлен на тот момент. Восстанавливали уже НЕ Дементьевы. 
Есть ремарка в письмах Д.И.Евтихиева о восстановлении этого дома, но он по-прежнему его опознавал за прежним владельцем (Василием Дмитриевичем), скорей всего в городе дом долго так и называли... Спустя даже 10 лет после его смерти.

Вероятно этом доме и жила Анна Дмитриевна - будущая жена А.В.Сретенского. Насколько с раннего детства - неизвестно.
____________________________________________________________________________________________________________________
23.08.2018 от Ольги Викторовны Копыцкой
Ещё кое-какие выводы по семье Дм.Дм.Дементьева. Если заметили, что он был женат дважды. Первая жена - Надежда Андреевна, жива в 1822 году, умерла -?.
Умер он сам  в конце 1832 или в самом начале 1833 года. Запись о смерти пока не вижу.
Но его вторая жена, Ольга Ивановна, значится уже вдовой весной 1833г. А венчание было в 1830м году. /я высылала вам копию/
Итак, 1833 год, к этому времени умер глава семьи, купец Дмитрий Дмитриевич Дементьев. Купеческие дела перешли к среднему сыну Федору Дмитриевичу.
Если Дмитрий Дмитриевич был известный купец, в 1927 году состоял во 2-й гильдии, меценат, на его средства была построена каменная богадельня. 
То в 1834 году его сын, Федор, значится всего лишь купцом 3-й гильдии, и он молод, ему всего лишь 23-24 года. Был еще старший - Иван, он перестал упоминаться в 1830-ые годы. Жив, умер? Или холст и не способен возглавить купеческое дело? Оба варианта равнозначны. 
А в семье - повзрослевшие дочери, от 1-го  брака. Их быстро стали выдавать замуж. 
Дочери в семье: Анна - 1812-13 г.р., Наталия - 1814 г.р., Надежда - 1817 г.р., Елена - 1818 г.р. /Год рождения просчитан, поэтому плюс-минус один год/. 
Эти все девочки рождены в первом браке, значит Ольга Ивановна для них мачеха, и выгодные партии, похоже уже не искали. Или дела предпринимательские пошатнулись? 
Енисейск Церковь.jpg

 1833 год, Анна, дочь от первого брака - венчается с учителем Енис.дух. училища Александром Васильевичем Сретенским. (заметьте, он пока всего лишь учитель, даже не священник, на нищенской зарплате). Венчание в Богоявленском соборе Енисейска 1 октября 1830 года.
 1834 год, декабрь, Наталия Дмитриевна,  дочь от первого брака - законная жена мещанина Петра Гаврилова Страшникова - крестят ребёнка, в крёстных купец 3-й гильдии Фёдор Дмитриевич Дементьев и родная сестра его девица Надежда Дмитриева /Дементьева пока/   
 1835 год, Надежда,  дочь от первого брака - венчается с учителем Енис.дух. училища Платоном Александровичем Лавровым. (среди священников я его не заметила)
Венчание Елены не найдено пока, но в 1834 году в восприемниках у Сретенских значится уже ЖЕНА купца Елена Дмитриевна Колмакова. Колмаковы - прихожане Преображенского прихода, этих метр.книг пока не нахожу. И по возрасту очень-очень странно, Елене едва 15 лет? Или есть ошибки и ей уже 16? 
Елена почему-то, как младшая дочь еще не упоминается в исповедных за 1822 год, как малолетняя. 
   Вот такие выводы - ВСЕХ четырёх сестёр быстро выдали замуж. Имя Дмитрия Дмитриевича было известно, но в купеческие жёны попала только младшая - Елена. 

Церковь в Енисейске где служил А.В.Сретенский с 1834 дот 1839 года

А вот в семье его брата, Федора Дмитриевича Дементьева, мещанина на тот момент, была другая традиция /или неизбежность?/. Купеческие дочери в двух поколениях подряд оставались престарелыми девицами и доживали свой век в семьях братьев и племянников. Примеров тому два: двое дочерей Федора: Анфиса и Сусанна жили в семье сначала Никандра Федоровича, затем Николая Никандровича до глубокой-глубокой старости. И двое дочерей Никандра Федоровича, уже купца!, сёстры Николая: Агрипина и Надежда жили в семье брата, Николая Никандровича, оставаясь девицами. Для меня непонятно, какая из участей печальнее - рано-рано выйти замуж из состоятельной купеческой семьи, непонятно куда, но всё-таки замуж и иметь возможность рожать и растить детей, или вот так - жить, погружаясь в жизнь племянников. Наверное, исходя из современных традиций всё это понять сложно. Но картинку быта той эпохи на примере двух семей я вам вскользь нарисовала.  Остальное домысливайте сами. "     

Это (ниже) духовная семинария в Иркутске, в которой учился мой прапрадедушка Александр Васильевич Сретенский. Здание сохранилось до наших дней.Иркутская духовная семина­рия. Двухэтажное здание семинарии, находящееся на Нижней на­бережной, сохранилось до нашего времени. В нем располагается в настоящее время один из корпусов Педагогического университета. В семинарии было 8 классов, в которых изучались богословие, рито­рика, философия и другие предметы, здесь же находились комнаты для проживания семинаристов. 


После окончания семинарии Александр  был отправлен работать учителем, а потом и  инспектором в

 Енисейское духовное училище.   Оно сохранилось.

Свою священническую деятельность о. Александр начинал в Енисейске.

В  1834 был рукоположен и служил священником в Енисейской Воскресенской церкви. Церковь сгорела в 1839 г.. Сейчас эта церковь частично восстановлена и действует.

Александр Васильевич Сретенский прослужил там 5 лет.    

27.01.1839 года был переведен в г. Ачинск в Казанскую церковь.  

В 1844 году переведён в собор Живоначальной Троицы (Троицкий собор г. Ачинска)

И до глубокой старости служил вначале священником, а потом протоиереем собора Живоначальной Троицы, в просторечии Троицкого собора.

В 1863 году он упомянут настоятелем

Портрет моего прапрадеда - отца Александра,  протоиерея Троицкого собора
(сохранила А.И.Павлова (ур.Дьякова), внучка протоиерея). А мне прислал её внук 

Один из посетителей facebook, Алексей Петрушкевич, написал: "Заслуженный священник, помимо наперсного креста, крест знак ордена святой Анны, и крест для духовенства за Крымскую войну на Владимирской ленте."  СПАСИБО, Алексей

После венчания семья Александра Васильевича Сретенского была прихожанами Христорождественской церкви Енисейска, и более ранний период жизни этой семьи известен.  А вот по Воскресенской церкви, куда был направлен служить о. Александр данные не сохранились. Но венчание было до начала службы священником и в приходе невесты! (Богоявленский собор г. Енисейска)

Пришло мне (27.11.2021) сообщение от Ольги Викторовны Копыцкой, редактора альманаха "Енисейский  родослов" №10, 2019 г. стр.193-204. Она прислала метрики и пишет:
" Дети в семье Александра Вас. Сретенского и его жены Анны Дмитриевны рождались каждый год и умирали в младенчестве. 1834 год - сын Иоанн, 1835 - сын Александр, 1836 - дочь Таисия. Об этом в статье написано.
В период после поступления Ал.Вас. Сретенского на службу учителем в Енисейское духовное училище, он действительно был прихожанином Успенской церкви г. Енисейска, как и отмечено на вашем сайте. К этой церкви относились все учителя этого училища. Но информации в этих исповедках - не густо, т.к. детки ДО ГОДА не записывались. После принятия сана в 1834 году по 1839 год - семья, естественным образом, становится прихожанами Воскресенской церкви, одну из исповедок ( за 1836 год) прикрепила. Венчание происходило в 1833 году в Богоявленском Соборе. 
В том самом, где будет служить годы спустя Дмитрий Иоаннович Евтихиев, в сане протоиерея, и прослужит в нём 35 лет (1873-1908 гг.)"

В исповедных за 1836 год - жене о.Александра - Анне Дмитриевне - 22 года. Если весна 1836 Анне - 22 года, т.е. она родилась в 1814 г.  Если вторая половина -  она родилась в 1813 году.  
1835_Ал.Сретенский.jpg              1836_АлСретенский.jpg

Piccy.info - Free Image Hosting

 Ревизская сказка от 15 ноября 1850 года на служителей Ачинского Троицкого Собора.

Piccy.info - Free Image HostingPiccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

(на левом развороте мужчины, на правом женская половина семьи).


Расшифрую коротко:

Александр Васильевич Сретенский - 40 лет
Протоиерея Александра Сретенского сын Сергiй - 8 лет 

Протоиерея Александра Сретенского жена Анна Димитриева - 36 лет,

Его же дочь Александра - 11 лет

Под номером 1 идет протоиерей Александр Васильевич Сретенский и его домашние. 

Далее (На маленьких выдержках отрезано) под номером 2 священник Дмитрий Иоаннович Евтихиев и его домашние.  Это предки той дамы, что написала мне в Гостевой. (Возраст у всех, естественно, на 1850 год).                                                                                                                                                                         

Копия взята из дела Красноярского архива ГАКК, Ф.

На фото справа 1899 года 

Дмитрий Иванович Евтихиев


С большим удовольствием помещаю здесь (ниже) копии метрик - Свидетельств о рождении и крещении детей Евтихиевых, Александра (в сентябре 1849 г.) и Марии (в апреле 1856 г.). Их не только крестил, но и был восприемником протоиерей Александр Васильевич Сретенский. Стоит обратить внимание на очень приметную и чёткую личную подпись моего прапрадедушки, с которым, видимо, были очень близкие и добрые отношения у семьи священника Дмитрия Евтихиева. Ведь восприемник - крёстный отец новорожденных.

Piccy.info - Free Image Hosting 1849

 Piccy.info - Free Image Hosting 

1856 апрель


Протоиерей Сретенский  указан в списке гласных, избранных в городскую думу г.Ачинска в 1875 . Период полномочий (теоретически)  1875-1879 гг.  (Источник: Енисейские губернские ведомости 12.04.1875, С.2. ).  Не могу  не сказать здесь  СПАСИБО Александру Николаевичу Тимофееву, который нашёл мне эту последнюю и ещё немало информации.


Piccy.info - Free Image Hosting       Piccy.info - Free Image Hosting     Piccy.info - Free Image Hosting


   
                                                                                

 Несколько слов об Ачинске, этом провинциальном городке Восточной Сибири, где жили мои предки:                                        
"Ачинск расположен в 160 км к западу от Красноярска, на отрогах хребта Агра, на правом берегу реки Чулыма (приток Оби)  и речек Ачинки и Текметки при пересечении их с Транссибирской магистралью." (Википедия)    Ачинск — город Енисейской губ.


Градо-Ачинская Троицкая соборная церковь, где протоиереем служил мой предок отец Александр - первое в городе каменное здание. (на этой открытке - на самом горизонте). В конце XIX века это уже собор и стоял он на пересечении переулка Иннокентьевского (ныне ул. Дзержинского) и Родионовской – позднее Троицкой, (ныне Партизанской улицы).  В отчёте «О церкви Градо - Ачинской Троицкой Соборной» за  1855  год сказано, что она «зданием каменная, одноэтажная, с колокольнею. Престолов в ней два: в холодном приделе – во Имя Живоначальныя Троицы, в приделе тёплом – во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского».»

 Долгие годы Троицкий  собор украшал город.


Троицкий собор к концу XIX века был уже трёхпрестольный: главный храм в честь святой Троицы, правый придел во имя Святого Николая,  левый - во имя Святого Иннокентия Иркутского. Левый придел построен при моём предке отце Александре в 1876 году.

Интересно, что дедушка мой назван Иннокентием... а родился он в 1871 году... и крещён иконой Св. Иннокентия Иркутского. Сохранилась у меня эта икона, но не спасла она дедушку от страшной кончины. 

Ниже ещё одна фотография-открытка - Троицкий собор до 1917 года. Колоритный базар с этой стороны храма... Хороший снимок.

      До сих пор в народе жива память, что колокола этого храма обладали чудесным звоном. Голос главного колокола, весом 800 килограммов, был слышен даже в очень далёком селе Преображенском. В 1929 году власти пытались сбросить колокола собора, но прихожане не дали: люди густо устлали землю своими телами, заняв всё пространство внутри церковной ограды. Горько писать об этом, но вначале 1932 года Троицкий собор был взорван. Из блоков и кирпичей собора была построена городская баня на месте, где стояла первая церковь Ачинска - Никольская. В Ачинском благочинии сохранилась память, что когда рушили Троицкий собор "«Каташа», помогавший сбрасывать колокола с Троицкого собора, презираемый народом, совсем тронулся умом. Он постоянно ходил с мешком за плечами, набирал храмовых кирпичей и носил их по городу, выкрикивая: «Камни святые! Я святотатец!» Где-то спрятав эти кирпичи, он шел за новыми... Каташа умер в начале шестидесятых годов."

     Сейчас на месте Троицкого собора установлен Поклонный крест. Недавно один из моих виртуальных друзей побывал в г. Ачинск и сфотографировал этот крест и дом, в котором жили Сретенские

Ачинск сегодня 4 Крест.jpg                  Ачинск сегодня 4б Крест.jpg  

Этот дом  против храма. Он виден на старой фотографии выше. Может быть в нём жили Сретенские? А в доме с голубыми ставнями, что виден за Поклонным крестом - бывший дом церковного причта. Может быть, именно в нём и жили Сретенские?.. и там родилась моя прабабушка... Александра Александровна Дьякова (урождённая Сретенская).

В начале ХХ века "Приписных церквей за причтом Троицкого собора  две: кладбищенская Крестовоздвиженская и тюремная Михаило – Архангельская. Кроме того, в д. Курбатовой имеется часовня.

Библиотека соборная состоит из 498 томов. Церковная школа была в д. Игинке, учащихся 25 человек. Кроме того, в приходе пять одноклассных министерских школ, 8-ми-классная женская гимназия и 4х-классное городское училище.

На фото Ачинская женская гимназия.

Вероятно, в ней училась моя прабабушка...

Причт собора состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Казённого жалованья причту не положено. Кружечных доходов за 1914 г. получено 3886 р. 90 к. Причтовых домов три; состояние их удовлетворительное. Церковнаго капитала 2600 р. Земли при соборе нет. Населения в приходе 1557 д. м. п. 1409 д. ж. п., в том числе инославных 398 д. м. п. и 224 д. ж. п.»" (Краткое описание приходов Енисейской Епархии, 1916 год)

Ну, а "по штату причта в соборе Троицком в конце XIX века  служили протоиерей, два священника, диакон и четыре причетника. С освящением и началом службы в ведение Троицкого собора были переданы книги метрических записей о рождении, венчании и смерти ведущиеся с 1800 года и исповедные росписи, которые начаты в 1795 году." (Геннадий Лопаткин. Летопись града Ачинска)

Копия такой метрической записи сохранилась у моих родных в Хабаровске. Из неё следует, что протоиерей отец Александр окрестил (в 1878 году) свою внучку Анну, ту самую, что сохранила портрет своего дедушки, дочь дочери отца Александра, Александры Александровны Сретенской (моей прабабушки) и моего прадеда Ивана Степановича Дьякова. А восприемниками записан сам "Ачинскаго Троицкаго собора протоиерей Александръ Сретенский" и жена его сына, "села Никольскаго  священническая жена  Анна Иоанна Сретенская".  

С удовольствием предоставляю эту копию 1912 года Вашему вниманию целиком:

  

Ал.Ал.Дьяк.-Сретенская и Саша.jpg    
     Девичья фамилия жены протоиерея Сретенского А.В. - Дементьева (дочь енисейского купца Дмитрия Дмитриевича Дементьева) . А звали её Анна Дмитриевна... Детей в семье родилось щестеро, выжило до взрослого состояния двое - 

Александра Александровна (на фото она с внучкой Александрой, дочерью Анны Ивановны, сестры моего деда), в замужестве Дьякова (ур.Сретенская), моя прабабушка,  её вы видите слева, 

и её брат Сергiй - Сергей Александрович Сретенский (жена его Анна Иоанновна  восприемницей была новорожденной Анны Ивановны Дьяковой, сестры моего дедушки Иннокентия Ивановича (по метрике выше)). Её (здесь новорожденную)  можно видеть матерью семейства, что на самой первой фотографии в этой статье. А вот фотографий семейства Сергея Александровича и его жены, похоже, не сохранилось.
 
Дьяков Иван Степанович, мой прадед, муж Александры Александровны Сретенской. Дьяков Иван Степанович  (1830–1883)  в 1860-х годах  купец 3 гильдии, директор отделения комитета попечительского  совета о тюрьмах,  вёл торговую деятельность в Мариинске и  Ачинске (информация в первом томе (вторая часть) "Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири" (Новосибирск, 1994) на стр. 141). Видимо, торговая деятельность шла у прадеда моего не слишком успешно. 
В 1863 году Дьяковы перечислились в енисейское купечество. Следы Ивана Стефановича Дьякова мы находим в Ачинском уезде только с 1869 года. Не случись в Енисейске грандиозный пожар августе-октябре 1869 года, неизвестно, как и где бы жила семья. Но это пока только домыслы!   Записи об их венчании я не видела. МК в хорошей сохранности до 1867 года включительно. 
 Но в 1867 году - Александра Александровна уже ЖЕНА! Но венчались скорей всего, в Ачинске, по месту проживания её отца, свящ. Александра Сретенского. 
Сохранилась одна-единственная метрическая запись, где она была восприемницей в 1867 году.
 МК по Успенской церкви за 1867 год. 06.02.1867 г. Восприемница - купеческая жена Александра Александровна Дьякова. Родители младенца: Кежемской волости политический преступник из дворян Стефан Карлов Заржецкий и его жена Екатерина Антоновна, оба православные. Возможно этот ссыльный по польскому делу или другому политическому.