(События на берегу реки Мзымты)
 

9.25.a. «Случай» Олимпийского строительства



     Ниже - история одной природозащитной акции, состоявшейся в августе 2009 г. Эта история написана теми, кто сам эту акцию осуществлял. Жанр – пресс-релизы (так его обозначают и сами авторы). Их тексты, как правило, сопровождаются приложениями: официальными документами, иллюстративным материалом (фото). Пресс-релизы фиксируют ситуацию и протоколируют действия, предпринятые для ее изменения.

      Пользуемся здесь материалами, опубликованными на сайте «Экологическая вахта по Северному Кавказу» (http://www.ewnc.org/) . [1] С одним из организаторов и исполнителей (и одновременно - летописцев) этой акции – Андреем Рудомахой - автор этих строк имеет честь быть лично знакомым. (А. А.).



(1)

РЖД "плюет" на Красную книгу России  [2]


Экологическая ситуация при строительстве совмещенной дороги

Адлер - Красная Поляна продолжает ухудшаться



15.08.2009 


 
     13 и 14 августа 2009г. активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу осмотрели несколько участков строительства совмещенной (автомобильной и железной. – Ред.) дороги Адлер - Красная Поляна – крупнейшего и самого дорогостоящего проекта в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года.
     Незаконные работы, ведущиеся ОАО "РЖД" в долине реки Мзымта, продолжают набирать обороты. С конца июля строители начали особо активную вырубку прилегающих к реке лесов. За последние две недели был полностью вырублен участок пойменного леса между поселком Кепша и устьем реки Чвижепсе, располагавшийся на левом берегу <…> реки Мзымты. Смысл этой вырубки трудно понять - на всех схемах, демонстрировавшихся в ходе общественных обсуждений проекта, дорога проходит здесь по правому берегу реки.
     Вырублены также многие участки и выше устья Чвижепсе. Самая удручающая картина открывается с временного моста № 7. На месте недавно вырубленного леса на берегу реки образовалось огромное поле грязи, усеянное ветками, старыми автопокрышками, ржавыми трубами и разнообразным мусором, на котором выделяются сваленные в кучи корни деревьев. Под колесами техники повсюду текут грязные ручьи, впадающие в реку - никакой защиты против эрозии здесь нет.
     Наиболее интенсивная рубка ведется сейчас в районе временного моста № 4 по направлению к третьему мосту. На этом участке произрастают самшит и лапина крылоплодная - виды деревьев, внесенные в Красную книгу России. После скандала с массовой вырубкой этих видов на площадке у северного портала первого тоннеля лесорубам дали указание не рубить встречающиеся на пути краснокнижные деревья "до получения разрешения". Поэтому среди широкой просеки, остающейся после лесорубов, торчат одинокие деревца самшита и лапины, а в нескольких местах - куртины этих деревьев. Однако нет никаких сомнений, что <…> оставлены только самые крупные экземпляры, а весь подрост вдавлен в грязь гусеницами трелевочных тракторов. <…>

     Главным российским природоохранным законом "Об охране окружающей среды" прямо запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности краснокнижных растений и ухудшающая среду их обитания. Грубейшим нарушением является и то, что повсюду отсыпка дорог и площадок ведется прямо на почву, хотя по природоохранным нормативам это строго запрещено. <…> Но Росприроднадзор <…> упорно закрывает глаза на экологический беспредел, творящийся на стройплощадках "совмещенки".  <…>.
 
Сурен Газарян
[3] (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)


**

(2)
 
В олимпийском безумии "РЖД"

уничтожает деревья-патриархи  [4]


18.08.2009



     16-17 августа 2009г. активистами Экологической Вахты по Северному Кавказу был обследован участок строительства совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна, расположенный на левом берегу реки Мзымта в 3-м, 19-м и 27-м кварталах Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка. <…> 

     До того, как было принято решение строить по этой уникальной природной территории совмещенную дорогу, эти три квартала целиком входили в заповедную Сочинского национального парка, и здесь была запрещена любая хозяйственная деятельность.й территории совмещенную дникальнымгих ред и лапины крылоплодной и кого национального парка, й.тров в старовозрастном пойменном Однако в угоду Олимпиаде эти земли были незаконно лишены заповедного статуса. Начиная с конца июля 2009 г., здесь ведется вырубка леса под трассу совмещенной дороги на участке между временными мостами № 3 и № 4.

     16 августа активисты прошли вдоль вырубленной просеки. <…>  За полмесяца работы строители из компании "Стройдор-А", базирующейся в городе Апшеронск, прорубили более трех километров просеки шириной от 50 до 100 метров в старовозрастном пойменном лесу. На обширном пространстве планируемой дороги были вырублены десятки тысяч деревьев, среди которых есть настоящие патриархи возрастом до 300 лет. Разрушен почвенный покров, уничтожены местообитания редких видов животных и растений.

     Лесоповал продолжался на глазах экологических активистов, которыми были выявлены факты массовой незаконной порубки лапины и самшита. <…>

     Чтобы зафиксировать количество и расположение краснокнижных деревьев в полосе, которая назначена в рубку, 17 августа 2009г. активисты Экологической Вахты провели ее обследование. В результате было учтено 736 лапин, самшит полностью подсчитать не удалось в связи с его высокой численностью - во многих местах он рос сплошными участками. <…>

     Все краснокнижные деревья активисты метили красной краской, зачастую прямо перед пилами рубящих лес рабочих <…>. Рубка как раз дошла до участка, где очень плотно росла лапина, и перед рабочими стоял густой лес, повсеместно помеченный красной краской. Неизвестно вследствие ли всех этих действий "зеленых", либо каких-то других причин, но в этот день масштабы вырубки леса резко сократились.

     Сегодня, 18 августа, активистам Экологической Вахты стало известно, что все работы по рубке леса в 3-м, 17-м, 29-м кварталах Веселовского лесничества ведутся даже без утвержденного проекта освоения лесов. Следовательно, незаконна не только вырубка краснокнижных деревьев, но и вообще все работы по рубке леса в этих кварталах. Получается, что ООО "Стройдор А" по указанию ООО УСК "Мост" и ОАО "РЖД" <…> более полумесяца осуществляет крупномасштабную уголовно наказуемую деятельность. <…>

     Активисты Экологической Вахты <…>  лично подали заявления о совершении преступления в УВД  г. Сочи, прокуратуру г. Сочи, олимпийское управление Прокуратуры Краснодарского края. Однако <…> правоохранительные органы не приняли никаких оперативных мер, и на место преступления никто выехать не захотел. Никакой реакции не последовало и из Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и (из) госкорпорации "Олимпстрой", куда также обратилась сегодня Экологическая Вахта. <…>

 
Андрей Рудомаха (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)


     18-20 августа продолжались попытки «зеленых» воспрепятствовать незаконной вырубке леса на левом берегу Мзымты. Ценой угрозы собственной жизни (один из участников гражданской акции  был ранен бензопилой) их усилия, казалось, увенчались успехом: рубка была приостановлена. Однако после выезда на место представителей руководства компании «Стройдор-А» и наряда милиции, вызванного самими «зелеными»,  двое из активистов Экологической Вахты были задержаны, а рубка продолжена.  [5]



**

(3)


Милиция и суд подали знак:

нельзя мешать беззаконию на олимпийских стройках [6]



22.08.2009


     21 августа 2009 г. в Адлере состоялся суд над активистами Экологической Вахты по Северному Кавказу Андреем Рудомаха и Суреном Газаряном, которые были задержаны 20 августа сотрудниками Отдела внутренних дел (ОВД) по Адлерскому району г. Сочи. <…>


     Дело в суде рассматривала мировой судья Светлана Колиниченко. <…> В целом процесс затянулся почти на восемь часов <…>. Для оказания моральной поддержки пострадавшим <…>, к зданию суда пришли около 15 активистов, представителей общественных организаций и политических партий из числа жителей Сочи. Экологических активистов защищал правозащитник Сергей Басманов из "Центра по защите конституционных прав граждан". Судья разрешила присутствовать на процессе только одному представителю общественности. В качестве такового "группой поддержки" был выбран заместитель редактора газеты "Совершенно секретно" Леонид Велехов, который присутствовал при событиях 20 августа.

     Активистов Экологической Вахты обвинили в нарушении статьи 19.3 часть 1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", т. е. в том, что они отказались повиноваться <…> распоряжению сотрудника милиции. Данная статья грозит наложением штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, либо административным арестом на срок до пятнадцати суток. Известно, что представители ООО "Стройдор-А" добивались ареста экологических активистов. Подсудимые и их защитник, наоборот, добивались прекращения рассмотрения дела в связи с отсутствием состава правонарушения. <…>

     В итоге рассмотрения дела судья Колиниченко признала Рудомаху и Газаряна виновными, но ограничилась минимальным наказанием по данной статье.


     Суд проявил многие интересные факты <…>. Например, документально было подтверждено, что деятельность милиции в Сочи держится не на требованиях законности, а на телефонном праве <…>. Особенно примечателен содержащийся в материалах дела рапорт участкового милиционера Дениса Кузьминского, который осуществлял и оформлял задержание Рудомахи и Газаряна. <…>. [7]

     На суде  <…>  (Кузьминский) отказался назвать фамилии <…> начальников, "указавших" ему, что вырубка производится законно, но сказал, что сделал им массу звонков, прежде чем принять решение о задержании. Не смог он указать фамилии и должности сотрудников национального парка, пояснивших ему что "рубка деревьев разрешена". <…>  Не смог он ничего пояснить, почему им не были приняты какие-либо меры по двум заявлениям о совершении преступления, поступившим от Андрея Рудомахи – одно из которых было сделано в Адлерский РОВД по телефону, а другое, письменное и заверенное печатью Экологической Вахты – было вручено лично на месте незаконной рубки. <…>

     Ключевым фактом, который выяснился в ходе процесса, является то, что подрядчики ОАО "РЖД" - ООО "Стройдор-А", в лице заместителя директора Евгения Байбарака и главного инженера Александра Иванова, а также ОАО "УСК "Мост", который представлял Александр Голенько – заместитель руководителя ООО "Галокс" – фирмы, обеспечивающей юридическое сопровождение ОАО УСК "Мост", так (и) не предоставили суду ни одного документа, который бы подтверждал, что крупномасштабная рубка леса в кварталах № 3, № 19 и № 27 Веселовского лесничества <…> ведется законно. Вместо этого они представили два проекта освоения лесов и две лесные декларации на совершенно другие участки леса, не имеющие никакого отношения к данной вырубке, и при этом лжесвидетельствовали суду, что именно эти документы определяют ее законность. <…>

     В целом, произошедшие события показали, что сочинская милиция, под давлением неких вышестоящих сил, встала на страже творящегося при подготовке к Олимпиаде-2014 беззакония <…>. "Зеленым" и жителям города был дан ясный знак: нельзя мешать беззаконию на олимпийских стройках, за это можно поплатиться.  <…> 

 
 (Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)


 
**


(4) 

"Стройдор-А" не только дорубил просеку,

но и продолжает уничтожать вещественные доказательства [8]



27.08.2009


     После того, как Адлерская милиция 20 августа 2009г. незаконно задержала двух членов Экологической Вахты по Северному Кавказу <…> рабочие ООО "Стройдор-А" спокойно продолжили в 27-м квартале Веселовского участкового лесничества Сочинского нацпарка незаконную рубку леса. <…>


     23 августа, уже будучи на свободе и узнав о продолжении вырубки леса в <…> член совета Экологической Вахты Сурен Газарян сделал по телефону еще одно заявление о совершении преступления в городское отделение милиции "Блиново" Адлерского отдела внутренних дел <…>. Милиционеры ехали до места совершения преступления пять часов, а когда наконец приехали, сообщили Сурену Газаряну, что рубка не ведется.

     Через несколько часов там побывали сочинские активисты Экологической Вахты и увидели, что рубка основной просеки уже завершена, но при этом продолжались активные работы по <…> раскорчевке территории и уничтожению следов совершенного на ней преступления. Их милиция "не заметила", хотя заявление <…>, по которому они выезжали, касалось не только рубок, но и уничтожения следов <…>. В последующие дни раскорчевка просеки продолжилась. При этом рабочие ООО "Стройдор-А" стали втихую вырубать краснокнижные деревья самшита и лапины из числа тех, что были оставлены на просеке.
<…>

 


Андрей Рудомаха (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)


(5) 

 
Незаконные рубки леса приобрели систематический характер  [9]

 

29.08.2009 
 

     <…> В результате инспекций (Экологической вахты. – Ред.) были выявлены новые факты грубейших нарушений законодательства при строительстве совмещенной дороги. В дополнение к <…> многочисленным фактам незаконной отсыпки трассы дороги прямо в русле реки Мзымта, было выявлено большое количество крупномасштабных рубок леса, которые ведутся без разрешительных документов. <…> Вот перечень участков, где Экологической Вахтой были выявлены незаконные рубки леса:

     <…> (Здесь опущены обозначения и описания семи участков, где ведутся незаконные вырубки леса. – Ред.)

     Ни по одному из этих участков ДКРС-Сочи ОАО «РЖД» (начальник Евгений Солнцев) и Сочинский филиал ОАО УСК «Мост» (директор – Владимир Простоквашин) <…> не имеют утвержденных проектов освоения лесов и лесных деклараций. Массовая рубка леса без разрешительных документов является преступлением, квалифицируемым статьей 260 Уголовного кодекса РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». В этой связи, по каждому из выявленных фактов Экологической Вахтой были направлены заявления о совершении преступления в органы милиции, а также в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю по вырубленным участкам в Сочинском национальном парке и Администрацию г.Сочи по лесным участкам вне природного парка.

     Кроме того, в связи с систематическим и крупномасштабным характером незаконных рубок леса при строительстве совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна, Экологическая Вахта направила письма в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство регионального развития РФ, а также в госкорпорацию «Олимпстрой» и Оргкомитет «Сочи-2014». <…>

 

Андрей Рудомаха (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
 

**


(6)
 
Рудомаха и Газарян опротестовали решение суда,

осудившего их за сопротивление незаконной рубке [10]

 

30.08.2009 

 
     <…> Сегодня двое членов Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха и Сурен Газарян направили в Адлерский районный суд г.Сочи апелляционные жалобы на решение мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи Светланы Колиниченко <…>.
     В своих жалобах Рудомаха и Газарян <…> изложили апелляционной инстанции многочисленные факты, которые не были учтены судьей Колиниченко <…>. Ни один из предоставленных суду ОАО УСК "Мост" и ООО "Стройдор-А" документов не имеет никакого отношения к незаконной рубке леса в районе пикета 190 совмещенной дороги в 27-м квартале Веселовского лесничества Сочинского нацпарка <…>. И это в судебном процессе <…> Газаряном и Рудомахой было доказано, однако судья предпочла не принять это во внимание. Кроме того, представители «Стройдор-А» на суде лжесвидетельствовали <…>, что они представили суду документы именно на рубку в районе пикета №190. На это обстоятельство "подсудимые" Газарян и Рудомаха также указывали судье. <…>
      Наряду с этим судья Колиниченко предпочла "не заметить" таких существенных обстоятельств, что представители экологической общественности трижды делали официальные заявления в органы милиции <…>. В том числе, они неоднократно обращались с просьбой остановить незаконную рубку к капитану милиции Денису Кузьминскому, который прибыл <…> по их заявлению, однако <…> (тот) обратил данную ему государством власть против тех, кто защищал закон.

     <…> Судья не приняла во внимание, что только после того, как многочисленные попытки Рудомахи и Газаряна побудить милицию пресечь совершающееся преступление оказались безрезультатными, они были вынуждены, в состоянии крайней необходимости, самостоятельно пресечь преступные действия рабочих ООО "Стройдор-А", осуществлявших незаконную рубку леса <…> Согласно нормам российского законодательства, в такой ситуации их (экологических активистов. – Ред.) действия являются полностью законными. <…> 

 

(Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)


 
Приложения:
 

-
Рапорт капитана милиции Кузьминского Д. Ф. от 20.08.2009 о задержании Рудомаха А.В. и Газаряна С. В.

- Объяснение зам. директора ООО "Стройдор-А" Байбарака Е. Н. от 20.08.2009.

- Постановление судьи Колиниченко по делу об административном
правонарушении Рудомаха А. В. от 21.08.2009.

- Апелляционная жалоба на решение мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи от 30.08.2009. [11]
 

**


 
(8)
 

Представленный здесь «случай» олимпийского строительства и общественной защиты заповедной природы описан также в статье Леонида Велехова «Битва под  тисом», опубликованной в только что вышедшем номере ежемесячника «Совершенно секретно» (№ 9 за 2009 г.). (А. А. 31.08.2009).


 

Из статьи Л. Велехова «Битва под Тисом» [12]
 

     Совмещенная автомобильная и железная дорога от Адлера до Красной поляны – «…самый сложный, трудоемкий и дорогостоящий олимпийский объект. Это дорога – дублер, потому что существует основная трасса в Красную Поляну по правому берегу Мзымты, причем весьма неплохая: по ней регулярно переправляется в Красную Поляну по прибытии в Сочи Владимир Путин.  Но по требованию МОК, дорога-дублер на «всякий пожарный» необходима. Ее проектная длина – 45 км. Почти треть, точнее 16 километров предстоит проложить в горной породе; еще 27 – это эстакады и мосты в долине реки Мзымты (которую, по мнению экологов, это строительство уничтожит, в то время как она снабжает водой весь Сочи). Стоимость проекта – 242 млрд рублей – в четыре раза больше сметной стоимости всей зимней Олимпиады в Ванкувере, запланированной на 2010 год.

     Собственно, именно на железной дороге МОК не настаивал, и у нынешнего проекта была куда более экономичная, легкая в реализации и экологически безопасная альтернатива, предложенная австрийцами: «канатка» от Адлера до Красной Поляны <…>. Но в Москве даже не стали рассматривать этот вариант и остановились на самом сложном, трудоемком, губительном для окружающей природы и дорогостоящим. Почему? Злые языки утверждают, что именно потому, что этот проект самый дорогой. Путем нехитрой операции деления получаем цену одного км сочинской дороги-дублера – 140 млн долларов. Для сравнения: средняя цена современного немецкого автобана – 5-6 млн евро; американской автострады – 3-4 млн долларов; московской МКАД – 10-12 млн долларов. В общем золотая дорожка…». 

**


(7)

УСК "Мост" изобрела метод безнаказанного ведения

незаконной рубки леса [13]



5.09.2009


     Экологической Вахте по Северному Кавказу стал известен факт совершения еще одного экологического преступления <…>. В квартале №1 Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка (СНП) в прибрежной полосе реки Мзымта был вырублен участок девственного леса, второй ярус которого состоял из деревьев самшита колхидского <…>

     Активисты Вахты узнали об этом факте вечером 19 августа 2009г., когда после <…> гражданской акции <…> прибыли в ОВД по Адлерскому району г. Сочи. Там, в процессе предоставления сотрудникам милиции информации о незаконной рубке <…>, из общения с милиционерами они узнали сногсшибательную новость. Директор сочинского филиала ОАО "УСК "Мост" Владимир Простоквашин <…> направил в Адлерскую милицию заявление о совершении преступления. Согласно этому заявлению, в квартале № 1 Веселовского участкового лесничества СНП в районе пикета № 230 совмещенной дороги "Адлер - Красная Поляна" была обнаружена незаконная вырубка самшита в количестве 54 шт. По информации Простоквашина, вырубку самшита произвели "неустановленные лица".

     После этого заявления милиция <…> выезжала на место происшествия, расположенное по соседству с ущельем Глубокий Яр, где расположен известный рекреационный объект – пещера и водопад "Пасть Дракона". И, как не сложно догадаться, "неустановленных лиц", осуществивших незаконную рубку краснокнижных деревьев, не выявила.

     Экологическую Вахту заинтересовал этот случай, и несколько ее членов, приложив определенные усилия, посетили место порубки. Попасть туда было непросто, так как ведущий в квартал № 1 временный мост № 5 с июля 2009 г. закрыт для проезда и прохода. На нем стоит пост охраны УСК "Мост".

     <…> Место совершенной "неустановленными лицами" рубки находилось на очень крутом склоне в полосе отвода совмещенной дороги над технологической дорогой, которую УСК "Мост" в июле отсыпала в русле Мзымты. Сразу под местом рубки в русле Мзымты была отсыпана площадка, где шли активные работы, в которых было задействовано несколько единиц техники. Чуть дальше в прямой видимости другая группа рабочих вела на берегу Мзымты работы по берегоукреплению. На противоположном берегу, также в прямой видимости, шли работы по очистке территории от вырубленного там леса. Место рубки отлично просматривалось и с моста, где находится пост охраны УСК "Мост". И в качестве завершающих эту картину штрихов, в центре участка, где вырублен самшит, был установлен теодолит для разметки этого участка под строительство <…>.

     Таким образом, выходило, что "неустановленные лица" совершили свое преступление фактически посреди оживленной строительной площадки <…>. Древесина самшита и других деревьев, вырубленных на этом месте, отсутствовала. В связи с чем возник вопрос, а куда же "неустановленные лица" подевали срубленную древесину? Ведь вывезти ее можно только через расположенную рядом <…> стройплощадку южного портала тоннеля № 3 и через мост, находящийся под охраной.

     Увиденное полностью раскрыло спектакль, разыгранный руководством ОАО УСК "Мост". <…> Директор Простоквашин, очевидно, решил применить новаторский метод избежания ответственности в совершении массовой рубки краснокнижных деревьев – заявить в милицию, что будто бы эту рубку осуществили некие <…> "неустановленные лица".

     И милиция подхватила эту <…> фальшивую версию и стала искать этих несуществующих "неустановленных лиц", не желая замечать упорно лезущего в глаза факта, что там в принципе не могло произойти никаких вырубок и работ, кроме тех, что ведутся в рамках строительства совмещенной дороги. <…>

 

Андрей Рудомаха


 

Приложение: Фотографии незаконной вырубки в 1-м квартале Веселовского лесничества Сочинского национального парка. [14]  

**


(8)
 
  Общественные экологические организации попросили ЮНЕП

спасти местообитания краснокнижных видов

от строительства совмещенной дороги Адлер - Красная поляна [15]

 

4.09.2009

 
     2 сентября 2009 г от имени шести общественных экологических организаций )Экологической Вахты по Северному Кавказу, WWF России, Гринпис России, Международного социально-экологического союза, Центра охраны дикой природы и НАБУ-Кавказ) в адрес Генерального секретаря Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ахима Штайнера было направлено официальное обращение. В нем лидеры этих общественных организаций донесли до руководителя самой высокой по рангу международной экологической организации свою обеспокоенность проблемами, которые порождены строительством крупнейшего олимпийского объекта - совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна.
     Они сообщили Ахиму Штайнеру, что строительство этой дороги началось год назад без обязательных разрешений и экспертиз, без оценки воздействия на окружающую среду и даже без проектной документации – то есть совершенно незаконно. И сейчас строительство достигло наиболее ценных участков Сочинского национального парка, где произрастают уникальные леса с преобладанием реликтовых деревьев - самшита колхидского, лапины крылоплодной и тиса ягодного. <…> Крупномасштабные рубки лапины крылоплодной уже произошли в июне-августе этого года, и при этом, несмотря на многочисленные сигналы общественности, государственными органами не было предпринято никаких действий, чтобы остановить эту незаконную деятельность.
     Сейчас стало известно, что в ближайшее время ожидается крупномасштабное уничтожение многих гектаров тисо-самшитовых лесов, уникальных как самих по себе, так и оттого, что они являются средой обитания для многих охраняемых видов животных.
     В этой связи, лидеры "зеленых" организаций обратились к Ахиму Штайнеру за помощью <…>. (Они) попросили его 

     "…незамедлительно обратиться в Оргкомитет "Сочи-2014" и Правительство России, с просьбой остановить дальнейшее строительство совмещенной (железной и автомобильной) дороги Адлер - Красная Поляна и инициировать встречу в Сочи между ЮНЕП, МОК, Оргкомитетом "Сочи-2014", международными экспертами по биоразнообразию и неправительственными организациями, чтобы найти решения, как избежать ожидаемого в настоящее время беспрецедентного ущерба".

     Копии обращения были направлены Генеральному директору Международного Союза Охраны Природы (МСОП) Джулии Мартон-Лефевр, Председателю Координационной комиссии МОК по проведению Олимпийских игр 2014 года в Сочи Жан-Клоду Кили и Президенту Организационного комитета "Сочи-2014" Дмитрию Чернышенко.
     Направление данного обращение в международные инстанции было вызвано тем, что в России "зелеными" уже исчерпаны средства и возможности остановить происходящий при строительстве совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна экологический и правовой беспредел <…>.

     Между ЮНЕП и Международным Олимпийским Комитетом (МОК), а также между ЮНЕП и Оргкомитетом "Сочи-2014" заключены соглашения об экологическом сопровождении процессов подготовки и проведения Олимпийских игр. Поэтому данная международная организация имеет возможность <…> повлиять на принятие решений властями России <…>.

     Яркие примеры этого уже существуют. Во многом благодаря позиции ЮНЕП удалось добиться переноса Олимпийских объектов с Грушевого хребта. Кроме того, в настоящее время ЮНЕП играет важную роль в предотвращении строительства через территорию Кавказского заповедника олимпийской дороги на хребет Псехако. <…>
 
Андрей Рудомаха (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

 

Приложение: Обращение к Исполнительному секретарю ЮНЕП Ахиму Штайнеру  [16]


**



Приложение


Об Экологической Вахте [17]



     Общественная организация "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" была создана в 1997 году. До этого группа активистов, создавших организацию, действовала от имени Краснодарского и Адыгейского отделений Социально-экологического Союза.

     Юридическое название - Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация "Экологическая Вахта по Северному Кавказу". Территориальная сфера деятельности: Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан.

     <…> С 1998 г. по 2004 г. организация имела статус общественного учреждения при Международном Социально-экологическом союзе. В 1999-2002 годах выполняла функции Российского национального офиса Черноморской сети НПО. В настоящее время является членом Международного Социально-экологического Союза.

 
Миссией
организации является сохранение дикой природы и благоприятной окружающей среды на Северном Кавказе в контексте неразрывной связи экологических проблем Северного Кавказа с экологическими проблемами Черноморского и Каспийского регионов, а также Кавказского экорегиона.
 

Цели организации:

     - предотвращение реализации в регионе экологически опасных проектов и прекращение экологически опасной деятельности, приводящей к коренному преобразованию дикой природы и ухудшению состояния окружающей среды;

     - снижение негативных воздействий от экологически опасных проектов и деятельности до уровня, не приводящего к деградации окружающей среды;

     - создание сильного общественного экологического движения на Северном Кавказе;

     - формирование на Северном Кавказе атмосферы общественной обеспокоенности вопросами сохранения благоприятной окружающей среды и дикой природы.
 

Задачи и методы: 
 

     - организация и проведение общественных кампаний, акций, инспекций, общественных слушаний и иных мероприятий в защиту благоприятной окружающей среды и дикой природы;

     - осуществление официального воздействия на государственные и муниципальные органы, компании в целях разрешения экологических проблем;

     - координация и содействие деятельности общественного экологического движения в регионе;

     - сбор и систематизация информации по экологическим проблемам;

     - информирование широкой общественности об острых экологических проблемах.
 

     Активистами Экологической Вахты по Северному Кавказу организовано большое количество общественных кампаний по защите окружающей среды:
 

     - в защиту дикой природы Сочинского национального парка (1997);

     - против реализации проекта Каспийского Трубопроводного Консорциума (1997, 2001);

     - в защиту дикой природы района горы Большой Тхач (1997);

     - против строительства дороги Лагонаки-Дагомыс (1999);

     - за соблюдение экологических требований при реализации проекта "Голубой Поток (в защиту дикой природы памятника природы "Урочище сосны крымской "Архипо-Осиповское") (2001);

     - в защиту самшитовых лесов долины реки Цице (2002);

     - против строительства терминала по перевалке аммиака на Таманском полуострове (2002-2003);

     - в защиту дикой природы района поселка Мезмай (2004-2005);

     - против строительства дороги Черниговское-Лунная Поляна (2007-2008).
 

Достижения, успехи:

 

     - создание природного парка “Большой Тхач” в Республике Адыгея [1997];

     - предотвращение строительства автодороги Майкоп-Дагомыс через территорию Кавказского заповедника (Республика Адыгея) [1999];

     - предотвращение выделения кредитов Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Международной Финансовой Корпорации (МФК) на строительство аммиачного терминала на Таманском полуострове (Темрюкский район Краснодарского края) [2003];

     - предотвращение реализации проекта карьера по добыче доломитов в районе поселка Мезмай (Апшеронский район Краснодарского края) [2004];

     - восстановление статуса ландшафтного заказника "Черногорье" и прекращение на его территории рубок леса (Апшеронский район Краснодарского края) [2005];

     - предотвращение реализации проекта карьера по добыче строительного камня на хребте Грузинка (Абинский район Краснодарского края) [2005];

     - прекращение строительства автомобильной дороги Черниговское-Лунная Поляна по территории объекта Всемирного Наследия "Западный Кавказ" (Майкопский район Республики Адыгея) [2008];

     - вынос с Грушевого хребта (г. Сочи, район пос. Красная Поляна) двух олимпийских объектов: санно-бобслейной трассы и горной олимпийской деревни [2008];
    
     - остановка незаконного строительства "противопожарной" дороги на Утрише (г. Анапа, Краснодарский край) [2009];

     - остановка незаконной деятельности завода автоклавного газобетона в ст. Саратовской (г.Горячий Ключ, Краснодарский край) [2009].
 

В настоящее время Экологическая Вахта осуществляет следующие общественные кампании:
 

     - За соблюдение экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014;

     - В защиту объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ";

     -  За спасение Тамани;

     - За спасение Утриша;

     - В защиту дикой природы Мезмая.
 

     Во главе организации стоит совет, в состав которого входит 16 человек. Координатор Экологической Вахты: Андрей Рудомаха. Заместители координатора Экологической Вахты: Дмитрий Капцов и Дмитрий Шевченко.  В организации - 70 членов.

     Если вы хотите стать членом Экологической Вахты, заполните анкету-заявление и пришлите по адресу envwnc@gmail.com

 Почтовый адрес: 385012, Россия, г. Майкоп,  ул. Поселковая, 36

 

     Попытка описать организацию с неформальной точки зрения была сделана в статье "Жизненная вахта в море экологических проблем", опубликованной в газете "Экология и экономика" в 2006г., позже переопубликованной в газете "Берегиня": <…>
[18]

 
Постскриптум


     Пользуясь нашей терминологией, можно сказать: активисты Экологической Вахты наблюдающие участники. Только главный смысл их деятельности – не исследовательский, а практический: спасение природы, сопротивление действиям органов и лиц, наносящих ей непоправимый ущерб.  Это коллективное общественное участие, гражданское действие, опирающееся на материалы проводимого самим общественниками мониторинга .  Гражданское действие тем более эффективно, чем более оно публично. А чтобы стать публичным, оно требует оперативного протоколирования.

     Такие протоколы несут в себе мощный заряд общественного воздействия. И как видно из сказанного, это воздействие приносит пусть частичные, но позитивные социальные результаты. (Август 2009).   
 




[1] Подробно об общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» см. ниже: Приложение.

[2] См. http://www.ewnc.org/node/5060.  Этот и все остальные материалы с сайта «Экологической Вахты по Северному Кавказу» воспроизводятся здесь в сокращении

[3] С. Газарян работает старшим научным сотрудником в Кабардино-Балкарском научном центре РАН,

[5] Подробнее см. пресс-релизы «Экологической вахты по Северному Кавказу»:  http://www.ewnc.org/node/5066; http://www.ewnc.org/node/5067; http://www.ewnc.org/node/5068. 

[7] В пресс-релизе приводится фрагмент из рапорта милиционера Д. Кузьминского:

"…прибыв на место … нами были обнаружены рабочие в количестве около 10 человек и руководство ООО "Стройдор-А" и представители ОАО УСК Мост", которые высказывали жалобы на то, что Газарян С. В. и Рудомаха А. В. препятствуют выполнению вырубки леса в районе пикета № 190 совмещенной дороги. На месте были представители Сочинского национального парка, которые пояснили, что в данном месте выделено место под строительство и рубка деревьев разрешена в полосе отвода. После чего, доложив руководству ОВД о произошедшем, мне было указано, что вырубка производится законно и при оказании неповиновения мне необходимо доставлять неповинующихся граждан в милицию для дальнейшего разбирательства".


[11] Все эти документы выложены на сайте «Экологической вахты по Северному Кавказу».

[12] Велехов Л. Битва  под тисом // Совершенно секретно, 2009, № 9, с. 8.

[14] Свыше десятка подтверждающих сказанное фотографий выложено на сайте «Экологической вахты по Северному Кавказу».

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS