Тезисы к 7-м Чтениям памяти В. В. Иофе (СПб, НИЦ «Мемориал», 20-22.04.2009)

А. Н. Алексеев

Тезисы о биографии и со-бытии человека

От автора 23.04.2009

1

= Биография – один из генетически исходных и универсальных способов отображения мира. «Одиссея» - это, кстати сказать, биография Одиссея.

= Кто пишет биографии? Ученые, художники (литераторы), «простые» люди. Предмет науки, искусства, самой жизни.

= Ученые (историки, социологи, психологи…) постигают устройство мира и человеческую природу через жизнь человека.

= Художники посредством биографии открывают людям их самих, «человеческий мир».

= «Просто» люди – рассказывают свою жизнь для общения с другими и для понимания самих себя.

= Грани между наукой, искусством и «просто» рассказом о жизни вовсе не отчетливы.

Например, документальный фильм «Подстрочник» [1] - это художественное исследование, но также и жизненная ретроспектива, и богатейшее поле для научного анализа (в частности, исторического, но и не только).

2

= В социологии есть понятие «исследование случаев». Случай – это некоторая развивающаяся конкретная ситуация, ставшая предметом углубленного исследования.

= Исследователя интересуют всевозможные подробности и нюансы динамической ситуации, но не ради них самих, а для постижения ее (ситуации) целостности.

= Целостная конкретная ситуация нужна исследователю для выявления общего и типичного в ней, для постижения, на ее основе и примере, неких общих социальных закономерностей.

= Ситуация есть воплощение закономерностей, но не прямое, а путем взаимоналожения, «сюрдетерминации» разных закономерностей. Даже исключительная ситуация обнаруживает некоторые общие правила.

= Например, «в истории исключение из правил есть правило правил» (Альтюссер).

= Ситуация есть частное относительно общего, т. е. закономерности. «Хорошо уведенное частное может всегда считаться общим» (Гете).

= Исследование конкретных ситуаций имеет свои (не безусловные…) преимущества перед массовым, репрезентативным исследованием. «Один цветок лучше, чем сто, передает природу цветка (Кавабата).

3

= Жизнь человека есть некое уникальное событие в рамках универсума. Но это также и СО-бытие, поскольку нет человека, который бы не взаимодействовал с другими в процессе жизни.

= Исследование жизни человека (= биографическое исследование) – это не просто обозрение повседневности, событий и процесса - истории его жизни. Это рассмотрение того, и другого, и третьего – в контекстах: биологическом, личностном, семейном, общественном, культурном, историческом…

= Для социолога или историка общественный и исторический контекст равнозначны с биографией как таковой. Постижение мира происходит «в точке пересечения биографии и истории» (Миллс).

= Для исследователя биографий эти последние не самоцель, а средство познания социального мира, исторических процессов и т. д.

= В частности, этим ученый отличается от художника, для которого человек как таковой является приоритетным предметом познания.

= Для человека же «рассказывающего жизнь» (свою ли, другого ли человека…) существен именно ДАННЫЙ человек, в его уникальности.

4

= Все эти положения, в их совокупности, могут рассматриваться как некий ключ к пониманию того, чем занимаемся, в частности, мы – социологи, применяющие биографический метод, историки, работающие с конкретным биографическим материалом, а также – психологи, литературоведы, архивисты и т. д., своего рода археологи человеческих жизней, пытающиеся таким образом приобрести новое знание о человеке и мире.

= Ни один из способов постижения мира – научный, художественный, «житейский» не является предпочтительным перед остальными. Мало того, без двух других каждый является ограниченным и недостаточным.

= Однако пусть каждый, имеющий дело с биографией или даже сотворяющий ее, делает «свое дело», при этом постоянно «оглядываясь» на других.

= Иногда происходит намеренное или нечаянное вторжение на «чужую» территорию. Так, человек, «просто» рассказывающий свою жизнь, может стать источником мощнейшего художественного воздействия (вспомним, опять же «Подстрочник»). В нем может проявиться и высокая аналитическая способность, ставящая его в ряд с исследователями социума или истории.

= Ученый может «преобразиться» (хотя бы отчасти) в художника. Реже (но вовсе не исключено) – наоборот. И если у того или другого не будет интереса к данной конкретной личности, в ее неповторимости, своего рода трепета перед ней, то ущербными могут оказаться и наука, и искусство.

= Мир целостен. Человеческая жизнь – тоже целостна. Ее отображение – научное, художественное или «житейское» - всегда более или менее фрагментарно. Однако и оно должно стремиться к целостности, как к «далекому желаний краю» (Ухтомский).

22.04.2009

*     *      *

А. Н. Алексеев

Биография в социологии как "исследование случая" [2]

    

     Исследование случаев (case-study) - один из самых распространенных методов (подходов) в рамках качественной парадигмы социологических исследований. Оно предполагает углубленное изучение некоторого участка (фрагмента) социальной реальности с его контекстом, для вскрытия некоторых общих закономерностей, воплощаемых в данном, избранном для анализа случае. Как замечал Гете, «хорошо увиденное частное может всегда считаться общим». Напомним также афоризм Я. Кавабаты: «Один цветок лучше, чем сто, передает природу цветка».

     Случай есть событие, совокупность и / или последовательность событий, ставших предметом исследовательского внимания. Случай есть, с одной стороны, нечто уникальное, а с другой – нечто характерное, типическое, по крайней мере, черты общего, универсального в частном, конкретном составляют особый интерес исследователя. Принципиально важным является также исследование события в контексте, т. е. в совокупности его социальных связей и опосредований. Без контекста нет события, равно как и контекст есть не что иное, как своего рода иерархия событий, обуславливающих совершение всякого данного события.

     При такой широкой трактовке понятий событие и контекст, являющихся ключевыми в методологии исследования случаев, обнаруживается глубинная, сущностная связь между известной практикой исследования случаев и биографическим методом в социологии. Человек – это, в сущности, тоже «случай», причем случай, как никакой другой, уникальный – Событие этой именно Личности. Биография есть последовательность событий, связанных единством субъекта, места и времени, «линией жизни», событий - совершающихся в определенном историческом, культурном, социальном контексте.

     Такой эпистемологический подход расширяет горизонт, позволяет лучше понять общее и особенное в практике социологических (и не только!) исследований разного типа, жанра, направленности. Биографическое изыскание есть исследование случая. А исследование случаев не сводится к анализу только состояний, но и процессов, в том числе – «длиною в жизнь».

А. Н. Алексеев

8.04.2009

***

Программу Чтений памяти Иофе – 2009, а также свод тезисов всех участников см. на Полит.ру:

http://www.polit.ru/science/2009/04/17/tez.html); http://www.polit.ru/science/2009/04/17/progr.html

**

О фильме «Подстрочник»:

http://vitum.livejournal.com/17497.html

03:42 pm January 31st, 2009

Подстрочник

     Так называется фильм Олега Дормана.
     Фильм многосерийный, состоит из 15 коротких серий, каждая чуть меньше получаса.
     Явно предназначен для телепоказа, только вот увидеть его по телевидению пока нельзя.
     Друзья дали мне посмотреть несколько серий.
     Мы с женой сели - и не могли оторваться.

     На экране пожилая женщина рассказывает о своей жизни. На дворе 1997 год. Ей осталось жить менее года.
     Собственно, фильм и начинается с похорон, предваряющих 15 серий рассказа. На экране гроб, люди вокруг него, а звучит какая-то разноголосица на чужих языках, из которой слух вдруг выхватывает знакомое имя Карлсон.
     Женщина эта - переводчица Лилианна Лунгина. Она много чего переводила: Белля, Фриша, Стриндберга, но наиболее известна тем, что открыла советскому читателю Астрид Линдгрен. А те, кто читал автобиографическую прозу и дневники Давида Самойлова, помнят Лильку - Лилю Маркович, одноклассницу, сокурсницу по ИФЛИ, дружба с которой продолжалась всю жизнь.

     Итак, 15 серий рассказа о своей жизни. (К сожалению, я пока видел только 4, но чтобы оценить фильм, этого хватило. Надеюсь посмотреть и остальные.) Рассказа о людях, с которыми довелось встретиться, о своих ощущениях событий и времени. Прекрасный язык, великолепная память. Одновременно и попытка выбрать те эпизоды, которые наиболее точно характеризуют время, и взгляд из сегодня на себя в прошлом.
Приведу лишь один пример.
     1937-й. Подруга, у которой арестованы родители, живущая в коммуналке вдвоем с младшей сестрой, зовет Лилю (еще школьницу) погулять. Во время прогулки, посреди Арбата, подругу арестовывают и увозят. Потрясенная Лиля не знает, что делать, в конце концов приходит к общему другу, и они вдвоем идут к младшей сестре. Дверь им открывает хохочущая подруга, которая устроила инсцинировку, чтобы узнать, придет ли Лиля к ним домой. После описания соответствующих эмоций рассказчица добавляет, что впоследствии подруга все-таки была арестована и выжить среди урок ей помогло умение пересказывать сюжеты классических романов, которое там высоко ценилось.
     Рассказчица на экране время от времени сменяется видами мест, о которых идет речь, старыми фотографиями, соответствующими сюжету отрывками из фильмов. Сделано это все абсолютно к месту, не ради смены изображения, а в дополнение к рассказу.
     В общем, замечательный фильм.
     Настоятельно рекомендую посмотреть.
Но...

Друзья сказали, что все телеканалы отказались от этого фильма.
"А "Культура"?" - спросил я.
Ответ воспроизводить не буду.
Искал в интернете информацию об этом фильме.Нашел рецензии на демонстрацию двух с половиной серий фильма 4 декабря в ЦДЛ на вечере памяти Лунгиной. http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=808&rubric_id=208&crubric_id=100443&pub_id=1000807 и заметку в газете "1 сентября" аж от 2001 года http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200107623 со словами "своего часа дожидается уже смонтированный документальный фильм “Подстрочник” на основе многочасового рассказа Лилианны Лунгиной обо всем, начиная с раннего детства. Живое лицо, живой голос обращены к нам. Фильм ждет финансирования. Но путь от камеры до экрана недешев, и режиссеру Олегу Дорману не преодолеть его в одиночку".
На то, чтобы закончить фильм, деньги нашлись.

Tags: Дорман; Лунгина

4 comments or Leave a comment



[1] См. об этом фильме: http://vitum.livej/17497.html.

[2] Опубликовано на Полит.Ру, вместе с другими тезисами Седьмых чтений памяти В. В. Иофе (http://www.polit.ru/science/2009/04/17/tez.html), а также программой этих Чтений 20-22.04.2009 (http://www.polit.ru/science/2009/04/17/progr.html)..

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS