29-10-2002 17:27

ЮРИЙ КАСЬЯНИК и его Вторники

     Юрий Касьяник - композитор, импровизатор и мультиинструменталист. Он является автором нескольких симфоний, концертов для фортепиано с оркестром, и электроакустической, оперной и балетной музыки, кантат, сонат, джазовых и рок-композиций и множества других сочинений. Гастролировал по Швеции, Норвегии, Польше, Испании, Португалии, Франции, Голландии, Германии, Англии, США, выступал и в других странах. В апреле 1993 года в его студии на Пушкинской, 10 был создан музыкальный салон "Вторники", в котором были продолжены славные традиции старинных музыкальных собраний Санкт-Петербурга. Однако в дальнейшем - после того, как на Пушкинской,10 был произведен капитальный ремонт - Юрий Касьяник лишился помещения, причем совсем не по своей вине... Но он не опустил руки и продолжил свою деятельность. И не только композиторскую, но и по работе своего уникального салона. Касьяник проводил свои "Вторники" в разных местах - галерея "Борей", Дом АКТЕРА, Чаплин-клуб и в других местах - а с 2000 года открыл неподалеку от площади Александра Невского клуб "Верхний Мир", который также работает по вторникам.

     В салоне Юрия Касьяника регулярно выступают многие известные музыканты. И не только музыканты... Невозможно перечислить всех творческих людей, появлявшихся у него на "вторниках" - Марина Капуро, Сергей Курехин, Алексей Массарский, Каравайчук, Кирилл Миллер, Вячеслав Гайворонский; список этот может быть бесконечно огромным! Да и во время зарубежных гастролей Касьяника круг его знакомых постоянно увеличивается. И это неудивительно. После концертов с неутомимым суперимпровизатором с удовольствием знакомятся многие известные деятели мировой культуры - и Михаил Шемякин (оформивший, кстати, один из его компакт-дисков), и Мстислав Ростропович, и Боб Дилан, и Брайан Ино, а великий Джон Кейдж сказал Юрию много лет назад при встрече в Нью-Йорке: "Знаете, почему я вас не приглашаю в свое окружение? Потому что вы сами - центр!".

     Музыка Юрия Касьяника непроста для восприятия. На своих "вторниках" он играет один. Я около десяти лет знаком с его изысканным, необычным творчеством и поэтому позволю себе воспользоваться цитатой из одной своей старинной статьи, которая, кстати, нигде не публиковалась...

     Ателье Юрия Касьяника на Пушкинской,10 располагает к ментальному свингу, к философскому жизненному кайфу и к вербальным - и любым другим, разумется! - импровизациям на вечную тему искусства. Кажется, что музыка звучит здесь всегда. Вспоминаются Касталия, бисерные игры, прочие странно-приятные материи.

     "Салон" Касьяника. Небольшая уютная зала с теплым энергетическим полем. Даже если кроме хозяина здесь никого нет, не ослабевает ощущение постоянного творческого акта. Нечто подобное происходило со мной в избранных музеях или в театральных залах за несколько часов до спектакля, именно в это время - в тишине, в пустоте - разыгрываются самые великие действа. Я не сразу освоился в его музыке. Но "вторники" все равно притягивали, манили, потом появилась потребность бывать на них хотя бы иногда, хотя бы раз в месяц. Чуть позже осенило понимание, что осваиваться не нужно, что здесь - свое. Касьяник не балует доступностью. На фоне традиционных авангардистcких изысков он подчеркнуто метафизичен, строг и даже суров. Как пророк. Поэтому играет, импровизирует один. С другой стороны, Юрий - превосходный, чуткий партнер в джем-сейшенах, которыми нередко увенчиваются "вторники". Сверх - тонкое, сюрреалистическое чувство свинга. То, что он сотворил на своем знаменитом пятнадцатом "вторнике", смело можно считать квинтэссенцией джазового искусства. Его импрофонии (импровизационные симфонии) получаются самыми разными, друг на друга непохожими, но очень родственными. Некоторые из них более удачны, некоторые - менее, но процесс творчества у Касьяника никогда не останавливается и не прекращается...


     Юрий, весной 2003-го можно будет поздравить тебя с десятилетием "вторников"...
Помню, как корреспондент ИНФОРМ-ТВ спросил у меня - когда они снимали самый первый "вторник" - о том, что в моем ателье будет происходить через год, я немного помялся и сказал "наверное, тоже самое...". И как в воду глядел. И вот в апреле следующего года "вторникам" уже исполнится десять лет.

     Этот юбилей ты собираешься отмечать? Наверное, тот твой "вторник", который совпадет с десятилетием, растянется на целую неделю...
Посмотрим. Очень хочется, конечно, чтобы это была целая "вторничная" неделя.

     Ты проводил свои "вторники" во всех странах, где тебе приходилось гастролировать?
В США я пока их не проводил, потому что я был там еще до рождения "вторников". А в Европе практически во всех странах, кроме Великобритании.

     У тебя ведь наверняка были необычные и экзотические "вторники". Расскажи о них.
Их было много. Первое, что сейчас вспомнилось - это "вторник" в Венеции. Который я сделал на гондоле, плавая по каналам венецианским и играя на сопрано-саксофоне, привлекая внимание не только людей на мостах, но и гондольеров.

     Аварий не было?
(смеется) Слава Богу, аварий не было. И еще я вспоминаю один "вторник", очень для меня важный, он был красивый, изысканный - в доме знаменитейшей актрисы, обладательницы Оскара Берты Домингес, в Париже, прямо напротив Лувра, это было в 1996 году. Ну а так вторники у меня были в джаз-клубах маленьких - в Лиссабоне, в Марселе, в Милане, в Стокгольме, и в больших залах - в Гамбурге, в Берлине, в Бордо и т.д.

     Юра, раз ты мультиинструменталист, то, стало быть, ты умеешь играть вообще на всех существующих музыкальных инструментах...
Здесь надо кое-что уточнить. Наверное, я бы сейчас не осмелился сказать, что я играю на всех музыкальных инструментах, потому что в последние годы я играю, в основном, на рояле и синтезаторах. Изредка я беру в руки деревянные духовые, иногда гитару, арфу, перкуссию. И еще голос... А вот остальные инструменты мною давно отставлены в сторону - я имею ввиду медные духовые и такие экзотические инструменты, как ситар, диджериду... Но я думаю так, что если мне взять в руки любой инструмент, то, наверное, через несколько секунд я издам осмысленные звуки, а через несколько часов я уже пойму его душу, а уже через день... я буду играть!

     Сколько дисков составляют твою дискографию?
На сегодняшний день официально выпущено шесть компакт-дисков. Первый из них, "Красные Канарейки", был выпущен в Нью-Йорке, в 1990 году при содействии нашего знаменитого художника Михаила Шемякина. А сейчас я скажу, не боясь показаться нескромным... Ну сколько можно это замалчивать! Это был первый сольный диск русского композитора, выпущенный в США...

     Записи твоего сольного альбома "Рекорд Гиннеса", вышедшего достаточно давно, предшествовала прелюбопытнейшая история...
Это случилось перед моим первым отъездом в США в 1990 году, где-то в первых числах апреля. Что-то пальцы мои засвербили и мне захотелось поиграть. И еще подумал: "Так, мне скоро улетать в Нью-Йорк и как бы мне себя проверить, насколько готов для этого путешествия." И я решил играть трое суток подряд на множестве разных инструментов в моей студии. Перед этим было сделано шествие по Невскому с плакатами, с водочкой и бутербродами, а потом в своей студии я начал играть на нескольких синтезаторах, а еще на ударных, на гитаре, на флейте, на саксофонах, на валторне и т.д. Я начал играть в полдень седьмого апреля, но, к величайшему сожалению, где-то часов в пять-шесть утра вдруг отключили паровое отопление... В студии стало ужасно холодно и мои пальцы перестали меня слушаться и гнуться, но я мужественно доиграл до полудня и даже на двадцать минут еще сверх того... И еще меня заставило закончить то, что одна из наблюдающих за этим рекордом сторон, а именно студия "Мелодия", в лице ее тогдашнего директора Андрея Тропило... Он принес всего десять двухчасовых кассет, так что было записано всего двадцать часов, причем потом одну кассету кто-то увел.

     А если бы отопление не отключили, ты бы продолжал играть?
Да, я бы продолжал играть, причем даже, может быть, не трое суток, потому что после окончания этих двадцати четырех часов и двадцати минут, я, с негнущимися пальцами, был готов играть еще и еще.

    В связи с твоим рассказом я задам тебе вопрос не совсем музыкальный. Ты ведь играл немало времени и как ты решал те обыденные проблемы, с которыми всегда сталкивается человек - то есть, элементарный голод и...
Ел я немного, но качественно. Мне подносили чашечку кофе, куриную ножку, стакан сока...

     То есть, ты мог одной рукой на чем-то играть, а второй - обходиться с ножкой...
Да-да-да! А что касается

     Ну, прочие детали - это, конечно, любопытно, но, пожалуй, конкретная информация в данном случае не столь уж важна. В последние годы ты стал специализироваться на создании импрофоний. Сколько ты их всего сочинил?
Цифра страшная просто, даже для меня. Вот последняя была под номером 420. Все дело в том, что это не для количества, разумеется, делается, ведь импрофония - это симфония, созданная импровизационным методом, методом абсолютно тотальной, спонтанной, композиторской - подчеркиваю! - импровизации. Это творение крупной формы в момент вдохновения высочайшего, но уровень этого вдохновения различен - как и все в мире... И рождается музыка при помощи техники, которой я пользуюсь и здесь еще важно отметить, что я импровизирую и с компьютерной программой тоже. Программирование идет параллельно с извлечением звуков. 

     Ты прежде хотел проводить международный фестиваль импровизации - ИМПРОФЕСТ. Произойдет ли это когда-нибудь?
Я жду этого момента, как, может быть, женщина может ждать рождения ребенка... Идее этого фестиваля скоро уже исполнится двенадцать лет. Про нее знают практически во всех цивилизованных странах мира, причем от небольших концертных агентств и продюссерских центров до министерств культуры. И известные, великие артисты. К сожалению, этот проект не нашел живого отклика у руководителей культуры Петербурга ни в девяностые годы, ни позже. Но я не виню никого, так уж складывалась судьба. Значит, еще не время. Но ИМПРОФЕСТ произойдет, обязательно!

Джордж Гуницкий, специально для РокмЬюзик.Ру

Гуницкий о Вторниках УРИЭЛЯ  |  Стихи УРИЭЛЯ

Версия для печати

 

        Гостевая

 



 sundry, все права защищены.  

Работает на: Amiro CMS